Плешковская народная глиняная игрушка

Первое упоминание о деревне Плешково в составе села Введенского встречается в «Переписной книге за 1678 г.» во времена царствования Алексея Михайловича. Происхождение названия деревни, по преданию, связано с расположением на большой поляне среди леса – «плешь».

Местная глина обладает уникальными свойствами, имеет разнообразную окраску слоев, в ее состав входят редкие металлы и минералы. Характерные «фирменные» блёстки плешковской глине придают вкрапления минерала меллита.

Плешковская игрушка проста, архаична: фигурки статичны, детали едва намечены. В сюжетном отношении она не отличается многообразием. Чаще всего лепили коней, коней с седоком, коров, петухов, кур, уток. А самый распространенный сюжет – баба или барыня со свистком. Натурализм изображения не являлся целью народного умельца. Мастера стремились к обобщённой передаче образа. Животных можно было распознать только по форме рогов, птиц – по форме клюва.

Подготовленные игрушки сушили, обжигали в горнах, а иногда и в русской печи при варке пищи. Расписывали обычно в два цвета: синий и красный либо зелёный и красный краской из тёртого кирпича, сока листьев лопуха, ягод бузины. Рисунок наносился в виде пятен, линий.

Плешковская игрушка – настоящее произведение народного искусства, сохранившее архаичные черты обрядовых атрибутов. Еще одно из достоинств игрушки – она является музыкальным инструментом. У свистка проделываются два дополнительных отверстия, что даёт возможность исполнять простейшие наигрыши.

В настоящее время традиции игрушечного промысла продолжают: народный мастер России, член ВТОО «Союз художников России» Фролова Наталья Николаевна (р. 1955), народный мастер России, Филатова Татьяна Петровна (р. 1956), преподаватели детской художественной школы города Ливны народный мастер России Сапрыкина Елена Михайловна (р. 1966) и мастера Кунина Екатерина Сергеевна и Еськова Лариса Викторовна

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.