I. Технология лепки плешковской глиняной игрушки

Первое упоминание о деревне Плешково в составе села Введенского встречается в «Переписной книге за 1678 г.» во времена царствования Алексея Михайловича. Происхождение названия деревни, по преданию, связано с расположением на большой поляне среди леса («плешь»).

Причинами для занятия местных жителей гончарным и кирпичным делом были недостаток пахотной земли и большие залежи огнеупорной глины. Только однодворцы Плешково получили право ею пользоваться. Можно предположить, что промысел возник в конце XVI или начале XVII в., однако документальное подтверждение относится к 1866 г. – публикация в издании «Орловские газетные ведомости». Позднее появился «Указатель промыслов по Орловской губернии» (1880).

Евдокия Николаевна Малютина, уроженка деревни Плешково, рассказывала, что в 20-е годы в Плешково было около ста дворов. Гончарным ремеслом занимались мужчины, а лепкой свистулек – женщины и дети из самых бедных семей. Гончарному искусству обучали мальчиков с детства, девочки же перенимали у бабушек и матерей умение мастерить глиняные игрушки, которые возили продавать в село Сосновку на Николу Вешнего и Дмитров день, а также в город Ливны, сёла Колпну, Долгое. Свистульки дохода приносили немного – стоили копейку, но всегда раскупались.

До революции 1917 г. гончары работали единолично, а в 1929 г. была организована первая промартель. Для заготовки глины и изготовления кирпича привлекли 50 подсобных рабочих, но настоящих мастеров, которые могли работать на гончарном круге, было всего 15 человек. Женщины лепили игрушки.

Местная глина обладает уникальными свойствами, имеет разнообразную окраску слоев, в ее состав входят редкие минералы. Характерные «фирменные» блёстки плешковской глине придают вкрапления минерала меллита, пластичность объясняется низким содержанием кальция, пористость – довольно большой примесью органики, выгорающей при обжиге. Месторождение находится юго-западнее села Введенское, в 100 метрах от Плешковской улицы.

Исследование плешковского игрушечного промысла началось в 1968 г. В то время в Плешково и Ливнах жили мастера Иванилова Александра Михайловна (1911–1990), Малютина Ольга Даниловна (1885–1974) и Малютина Евдокия Николаевна (1914–2002).

Плешковская игрушка проста, архаична: фигурки статичны, детали едва намечены. В сюжетном отношении она не отличается многообразием. Чаще всего лепили коней, коней с седоком, коров, петухов, кур, уток. А самый распространенный сюжет – баба или барыня со свистком. Натурализм изображения не являлся целью народного умельца. Мастера стремились к обобщённой передаче образа. Животных можно было распознать только по форме рогов, птиц – по форме клюва.

Для работы глину заготавливали заранее. Её разминали, заливали водой и оставляли «киснуть» на всю зиму. Игрушку делали из цельного куска глины.

Размеры петухов, коней не превышали ширины ладони, барынь – её высоты. И все же игрушки разных мастеров, несмотря на устойчивость форм, отличались друг от друга при внимательном рассмотрении чистотой отделки, едва заметными деталями и росписью.

Канонически устойчивая форма фигурки обеспечивала ладную работу, и –предельную выразительность. Иванилова А. М. говорила: «Главное в игрушке строй, тогда у нее вид будет».

Фигурки не всегда расписывали, считая, что они и так привлекательны. Мастерицы украшали грудь животных и птиц защипами. Малютина О. Д. при лепке коня, ее излюбленного сюжета, приговаривала: «Один волю, другой холю, шик-брык, гороховая ножка!».

Подготовленные игрушки сушили, обжигали в горнах, а иногда и в русской печи при варке пищи. Горны строили на своих огородах. На обжиг игрушек уходило 3–4 часа, посуды – до 12 часов. По цвету огня определяли готовность: сначала красный, затем белый. Изделия оставляли медленно остывать.

Расписывали обычно в два цвета: синий и красный либо зелёный и красный. Рисунок наносился в виде пятен, линий, которые празднично смотрелись на фоне глины, имеющей бледно-розовый цвет. Роспись никогда не покрывала всю игрушку, а наносилась только на грудь и бока. В прошлом игрушечницы использовали природные органические и минеральные красители. Синяя краска готовилась из сушёных ягод бузины. Истолченный красный кирпич давал красный цвет, сок листьев лопуха или конопли – зеленый. Для разведения исходного материала использовали два стакана горячей воды, с добавлением двух-трёх столовых ложек уксуса. Чтобы краска из тёртого кирпича лучше ложилась на глину, ее смешивали с клейстером, приготовленным из муки. Пористая глина хорошо впитывала краску, и рисунок приобретал теплые, нежные оттенки. Позднее стали использовать анилиновые красители.

Расписывали игрушки мастерицы птичьим пером или спичкой с кусочком ваты на конце, благодаря которым «линия тянется дольше и не прерывается».

Историками-археологами Орловского областного краеведческого музея на правом берегу реки Тим (граница Ливенского и Должанского районов) при раскопке древнего селища XI–XII вв. была обнаружена свистулька из плешковской глины, изображающая животное с вертикально поставленной относительно туловища шеей. Голова и большая часть ног у фигурки не сохранились, но основные её характеристики напоминают плешковскую игрушку мастериц Иваниловой А. М. и Малютиной О. Д.: короткие толстые ноги, конструкция и форма свистка. (Точная датировка находки затруднительна из-за активной хозяйственной деятельности на этом участке.)

Плешковская игрушка – настоящее произведение народного искусства, сохранившее архаичные черты обрядовых атрибутов. Еще одно из достоинств игрушки – она является музыкальным инструментом. У свистка проделываются два дополнительных отверстия, что даёт возможность исполнять простейшие наигрыши.

В течение многих лет исследованием промысла занимались старший научный сотрудник Орловского музея изобразительных искусств Борисова И. И. (р. 1940), старший научный сотрудник Ливенского краеведческого музея Якубсон О. Л. (1937–2016), народный мастер России Фролова Н. Н. (р. 1955).

Коллекции старинных плешковских гончарных изделий и игрушек хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург), Орловском музее изобразительных искусств, Орловском областном краеведческом музее, Ливенском краеведческом музее, музее детской художественной школы города Ливны, личном архиве Фроловой Н. Н.

В настоящее время традиции игрушечного промысла продолжают: народный мастер России, член ВТОО «Союз художников России» Фролова Наталья Николаевна (р. 1955), народный мастер России, член ВТОО «Союз художников России» Фролов Александр Викторович (р. 1956), преподаватель детской художественной школы города Ливны народный мастер России Сапрыкина Елена Михайловна (р. 1966).

Паспорт объекта и справочная информация

1. Наименование объекта

Технология лепки плешковской глиняной игрушки

2. Краткое описание

Для изготовления традиционной народной плешковской игрушки использовали местную глину, содержащую минерал меллит. Глину заготавливали заранее. Её разминали, заливали водой и оставляли «киснуть» на всю зиму. Игрушку лепили из цельного куска глины. Размеры петухов, коней не превышали ширины ладони, барынь – её высоты. Мастерицы украшали грудь животных и птиц защипами. Подготовленные игрушки сушили, обжигали в горнах, а иногда и в русской печи при варке пищи. На обжиг игрушек уходило 3–4 часа. По цвету огня определяли готовность: сначала красный, затем белый. Изделия оставляли медленно остывать. Расписывали обычно в два цвета: синий и красный либо зелёный и красный. Использовали природные красители: сок бузины, лопуха, тёртый кирпич.

3. ОНКН категория

Традиционные технологии. Лепка глиняной игрушки.

4. Этническая принадлежность

Русские.

5. Конфессиональная принадлежность

Православные.

6. Язык

Русский.

7. География. Место бытования

Деревня Плешково Ливенского района Орловской области.

Служебная информация

1. Автор описания

Орловский областной центр народного творчества.

2. История выявления и фиксации объекта

Первое документальное подтверждение бытования плешковского промысла относится к 1866 г. – публикация в издании «Орловские газетные ведомости». Позднее появился «Указатель промыслов по Орловской губернии» (1880). В 1968 г. состоялась первая экспедиция под руководством старшего научного сотрудника Орловского музея изобразительных искусств Борисовой И. И. (р. 1940) в Ливенский р-н.

3. Библиография

Борисова, И. Орловская традиционная глиняная игрушка // из сборника «Кормановские чтения».  Вып. 14.  Статьи и материалы Межвузовской научной конференции. Ижевск, 2015.

Якубсон, О. Л. Возможен ли плешковкий ренессанс? // по материалам Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения народно-художественной культуры региона. Декоративно-прикладное творчество». – Орёл, 2005.

 Краснощекова, С. Д., Красницкий, Л. Н. Археология Орловской области : Краеведческие записки. – Вып. 5 (тематический). – Орёл : Вешние воды, 2006. – 320 с.

Фролова, Н. Традиционная глиняная игрушка Орловской области // Материалы научно-практической конференции «Народная игрушка: история, традиция, современность».  Мурманск, 2014.  С. 1118.

Блинов, Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы. – Москва : Детская литература, 1977.

Фролова, Н. Н. Орловская крестьянская кукла начала XX века в музейных коллекциях. Актуальные проблемы изучения народно-художественной культуры региона. Декоративно-прикладное творчество // Материалы Региональной научно-практической конференции. – Орёл, 2005. – С.113118.

Шавырин, В. Плешковская игрушка // Мир и музей : Вестник Ассоциации музеев России. – Вып. 7. – Весна 2002. С. 158159.

Русская народная игрушка в собрании ГРМ : Альманах. – Вып. 18. – Санкт-Петербург, 2002.

Орловская традиционная игрушка : каталог/ И. И. Борисова. – Орёл, 2007. – 36 с.

Народное гончарство России. Сохранившиеся центры. Пути возрождения // Каталог выставки / А. Фрумкин, С. Барановская, М. Никитин и др. – 1987.  – 140 с.

4. Фильмография

«Плешковская игрушка. Последовательность лепки барыни, коня и зайца». 2010 г., город Ливны. Мастер Иванилова А. И. (р. 1936). Автор. Борисова И. И., старший научный сотрудник БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств». Личный архив Борисовой И. И. ВИДЕО

«Плешковская игрушка. Последовательность лепки петуха», 2014 г., город Орёл. Мастер Фролова Н. Н. Автор Черногорова В.Н. Видеосъемка, монтаж – Костомаров И.Н. Архив ООЦНТ, 2014 г.  ВИДЕО

5. Фото

1-2 Мастер плешковского промысла Иванилова А. М. с учениками изостудии педагога Фроловой Н. Н., Орловская область, г. Ливны, 1987 г. Фотоархив Фроловой Н. Н.; ФОТО

3 Руководитель изостудии Фролова Н. Н. с учениками, Орловская область, г. Ливны, 1989 г. Фотоархив Фроловой Н. Н.; ФОТО

4-24 Плешковская игрушка, 1987 г. Мастер Иванилова А. М. (1911 – 2000). Коллекция Фроловой Н.Н. Фото – Кайтуров А. В., 2017 г. Архив ООЦНТ; ФОТО

25-46 Плешковская игрушка. Последовательность лепки коня с седоком. Мастер Фролова Н. Н. Коллекция Фроловой Н.Н. Фото – Кайтуров А. В., 2016 г. Архив ООЦНТ; ФОТО

47-71 Плешковская игрушка. Последовательность лепки барыни с ребёнком. Мастер Фролова Н. Н. Коллекция Фроловой Н.Н. Фото – Кайтуров А. В., 2016 г. Архив ООЦНТ; ФОТО

72-78 Плешковская игрушка, 2008 г. Мастер Фролова Н. Н. (р. 1955)

Фото – Кайтуров А. В., 2017 г. Архив ООЦНТ; ФОТО

#ОНКН#Орловская_область#традиционные_технологии#плешковская_игрушка

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.