II. Песенная традиция деревни Красавка Троснянского района Орловской области

Деревня Красавка, входящая ныне в состав Никольского сельского поселения Троснянского района Орловской области, расположена на реке Свапа (приток Сейма, бассейн Десны) на границе с Фатежским районом Курской области.

Долгие годы Красавка относилась к Кромскому району – территории древнего заселения в Центральной России. Город Кромы впервые упоминается в летописи в 1147 году. История его полна трагических коллизий. С середины ХIV века кромские земли были завоеваны Великим Литовским княжеством. В конце ХV века при Иване III они вошли в состав Русского государства. В то время южные его рубежи были подвержены частым опустошительным набегам крымских татар, и Кромы были полностью разрушены. Свидетельством того страшного времени до наших дней сохранилась память о Свиной дороге, по которой татарские полчища вторгались в русские земли. Она шла через юго-запад Кромского района к расположенному на реке Свапа селу Высокое, совсем близко от Красавки. Для защиты от набегов крымчан по всей границе московской украйны в XVI веке создавались сторожевые пункты и засечные полосы. Служилые люди, несшие здесь службу, получали земли в свои владения и населяли эти края. Кромы отстроены заново в 1693 году.

В исторических документах Красавка и близлежащее село Никольское (а также Гнилец, Воронец) начинают фигурировать с середины XIX века. С 1847 по 1854 гг. их владельцем был князь Александр Михайлович Потемкин. Но уже в 1734 году в Никольском была возведена первая деревянная Никольская церковь [1], из чего следует, что заселение этих мест началось не позднее 20-30-х годов ХVIII века, то есть 300 лет назад. Сейчас Красавка является окраиной села Никольское.

Основное население этих мест – православные, однако вплоть до начала ХХ века там существовала одновременно и община старообрядцев-беспоповцев филипповского согласия [2].

В округе жители Красавки слывут за своенравных и непокорных. Их отличают дородство и статность, зажиточность, обстоятельность быта, бережливость, горделивый и задиристый нрав. Краевед Е. Н. Ашихмина относит Красавку к разряду названий, возникших по ассоциации [3]. Местные крестьяне чувствовали свою «особость» и объясняли ее тем, что во времена государыни императрицы (если отталкиваться от даты постройки церкви, то Анны Иоанновны) в их лесную глушь высылали неугодных и красивых женщин из столицы. Отсюда и название деревни, и своеобразный аристократизм, присущий местным жителям.

В Троснянском районе есть группы сел, локально отличающихся друг от друга.  В народе они имеют прозвища «цуканы», «суравеги», «кулугуры». Их объединяет своеобразие говора, костюма, быта. Специфика, возможно, есть и в жилище. Красавка, Гнилец, Березовка, Турейка, Сабуровка составляют куст деревень, жители которых называют себя «мы коренные цуканы». «Происхождение наше от цыган», – встретился такой комментарий.

Язык Красавки весьма необычен. Первое резкое отличие от характерного орловского говора – отсутствие мягких окончаний глаголов: здесь говорят ходят, едут (но не ходють, едуть). Некоторые языковые элементы имеют специфичное произношение: болят рути, ноди, пайти па дароди; не задёрживай; делсэ, подевалсэ. Характерна перестановка букв в соседних слогах: Глинец (вместо Гнилец), бакша (вместо башка). В суффиксах еньк-оньк выпадает мягкий знак (липенка).

Оригинален женский костюм Красавки. В нем отсутствует понёва, традиционная для орловских деревень. Вместо понёвы женщины носили шугай – домотканый черный сарафан из домашней волны (шерсти), сходный с курским. Он шился с присборенной спинкой, по низу окантовывался окрашенной полоской более плотной шерсти. Лямки и верх шугая обшивались шелковой тканью. Родство с курским сарафаном, возможно, объясняется близким расположением к Курской области, в состав которой кромская земля временами входила, единством их исторической судьбы. Рубаха из фабричной (белой, желтой) хлопчатобумажной ткани имела широкие рукава, собиравшиеся в манжеты с рюшами, ворот присборивали. Подпоясывались широкими шерстяными (ткаными из волны) поясами, окрашенными в яркие разноцветные тона. На шугай надевали замашную тканую завеску туникообразного кроя с длинными рукавами. Позднее вместо шугая в моду вошли сатиновые сарафаны – зиятки вишнево-бордовой расцветки, по крою повторявшие шугай. Фартуки были ярких тонов (желтый, зеленый, розовый). На голову невесте надевали тичку (кичку). Женщины повязывались разными по материалу и рисунку платками, в том числе и барановскими, которые обшивали по краям/углам шерстяной разноцветной бахромой.

Музыкальная культура Красавки имеет ярко выраженные локальные черты

Красавка славилась на всю округу своими песнями. В 1987 г. здесь работала экспедиция Государственного института имени Гнесиных под руководством Л.Л. Куприяновой. В 1993 г. ансамбль песенниц в составе Шолуховой Елены Павловны (1915 г.р.), Муромской Александры Фоминичны (1924 г.р.), Мельниковой Татьяны Ивановны (1931 г.р.) записали сотрудники Орловского областного центра народного творчества Т.Ф. Галкина, Н.Д. Васильева, Л.И. Паненкова.

Художественное своеобразие и самобытная красота песенной культуры Красавки наиболее ярко отразилась в песнях древнего пласта – свадебных и традиционных лирических. Музыкальный свадебный комплекс строился на основе трех типовых напевов-формул с набором различных текстов, связанных с тем или иным местом в свадебном обряде, включающем в себя также причет матери.

Может быть, именно свадьба, свадебные песни являются доминантой музыкальной стилистики Красавки. Их структурные и ладогармонические черты оказали воздействие на традиционную женскую лирику, приуроченную к календарным праздникам. Это песни «Соловей с кукушечкой», «Веселая беседушка», распространенные и в Орловской области, и в соседних областях. Замечательные образцы лирики представляют собой иные по стилистике песни «Ты мой разум», исполнявшаяся на масленицу, и летняя «Ходила-гуляла девка ю садочку».

В Красавке не зафиксированы жанры подблюдных, масленичных, великопостных (говеинских) и других календарных песен, бытующие на территории Орловской области. Не записаны также формы хороводов и круговых танков.

Музыкальный стиль Красавки усвоил, впитал в себя и по-своему переработал жанры и формы местной песенной традиции, но вместе с тем он глубоко самобытен и уникален. Его отличает высокий градус эмоционального напряжения, звонкая манера подачи звука в средне-верхнем регистре с тенденцией пропевания гласных (а, я, о) на э. Благодаря развернутому сольному запеву важную роль играет контраст горизонтали и вертикали. В музыкальной фактуре выделяется подвижный верхний голос. Мелодика свадебных и ранних лирических песен, развивающаяся в пределах квинтового или секстового звукорядов, выразительна, ритмически остра. В формообразовании важную роль играют слогообрывы (при переходе от запева к хору, на стыке фраз). Ладогармоническая система, в которой сопряжены разнородные элементы, обретает особую выразительность благодаря высотной изменчивости вводного и терцового тонов. Среди исполнительских приемов выделяются форшлаги-флажолеты (в зонах слогообрывов, началах-концах фраз). Все эти вкупе действующие элементы рождают пронзительную красоту песенно-исполнительского стиля Красавки.

Проанализируем один из трех свадебных напевов, исполнявшемся на просватании с текстом «В чужих людех не по-нашему». Композиция его (aab) представляет собой повторенный сольный зачин (aа) и сжатый хоровой подхват (b). Переход от запева к хору происходит в момент синкопы-слогообрыва (безударного слога). Эта заданная синкопированность безударных слогов (нашемУ, кашЕю) далее в хоровом разделе (b) образует две зоны протянутых синкоп-стяжек, «взрывающих» декламационную безраспевность мелодики. Фактура строится на основе бурдонного двухголосия с элементами аккордовых созвучий. Симметричный (с устоем в центре) секстовый звукоряд включает в себя два ладовых комплекса: терцовый (с субсекундой) + квартовый трихорд. В этой ладовой системе верхний и вводный тона являются «нестабильными», образуя то большую, то малую секунды. Свободная подвижность голосов приводит к ритмическому «несовпадению» их в кадансах, фактурным контрастам, которые дополняет острота, напряженность ритмического рисунка. Подобные художественные приемы характерны и для жанров женской лирики.

Песенная культура Красавки дожила почти до конца ХХ века. Последняя ее представительница – Александра Фоминична Муромская – ушла из жизни совсем недавно. Но, к на нашей радости, художественное наследие деревни зафиксировано и сохранено. Мы можем к нему прикасаться, слушать, исполнять. К этому источнику подлинной красоты будут обращаться разные исполнительские коллективы.

Паспорт объекта и справочная информация

1. Наименование объекта

Песенная традиция деревни Красавка Троснянского района Орловской области.

2. Краткое описание

Деревня Красавка, примыкающая к селу Никольское Троснянского района Орловской области, имеет трехсотлетнюю историю. Ее жители называют себя цуканами. Здесь сложилась самобытная песенная культура, выделяющаяся из ряда соседних селений. Среди песенных жанров главное место занимают свадебные и лирические песни.

3. ОНКН категория

Народное исполнительство. Вокальные жанры.

4. Этническая принадлежность

Русские

5. Конфессиональная принадлежность

Православие

6. Язык

Русский

7. География. Место бытования

РФ, Орловская область, Троснянский район, д. Красавка

Служебная информация

1.Авторы описания

Паненкова Лариса Ивановна

2. История выявления и фиксации объекта

Экспедиции Орловского областного центра народного творчества 1993, 2010, 2012 годов.

3.Библиография

Саран А. Ю. Орловские деревни. Реконструкция исторического состава. 1566–2014. В 4-х тт. С.229. – Орел, 2015.

Саран А. Ю. Орловские деревни. Реконструкция исторического состава. 1566–2014. В 4-х тт. С.374. – Орел, 2015.

Ашихмина Е. Н. Историческая топонимика Орловской области. С.309. – Орел, 2014.

Неделин В.М. Древние города земли Орловской. XII-XVIII века. История. Архитектура. Жизнь и быт. – Орел, 2012.

Пясецкий Г. М. О четырех главных дорогах, которыми Крымские Татары вторгались и опустошали пределы нынешней Орловской губернии. – Орловские епархиальные ведомости. 1870, № 19.

4. Дискография

5. Фильмография

видео

видео

6. Фото

Диденко М.Е., Васильева Н.Д. https://vk.com/album-154273034_275673139

7. Аудиозаписи

https://vk.com/audios-154273034?section=playlists&z=audio_playlist-154273034_1

#НКН #Музыкальный_фольклор #Орловская_область #Троснянский_район #Деревня_Красавка #ООЦНТ

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.