I Традиционная техника вышивки “орловский спис”

 Наименование объекта нематериального этнокультурного достояния Орловской области (далее – объект).

Традиционная техника вышивка «орловский спис»

Номер реестровой записи объекта.

«1»

Дата присвоения номера реестровой записи объекта.

17 апреля 2024 года

Вид объекта.

Технологии

Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Русские

Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Русские

Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии).

Православие

Наименование места (мест) бытования объекта.

Орловский муниципальный округ, Урицкий, Сосковский, Кромской, Дмитровский, Болховский, Мценский, Залегощенский, Троснянский районы, Глазуновский, Свердловский районы Орловской области – места исторического бытования. В настоящее время традицию сохраняют мастера г. Орла.

Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.

Орловский муниципальный округ – с. Болотово, с. Большая, д. Звягинки, д. Козлы, д. Домнино; Урицкий район – с. Городище, д. Погорелец, д. Большое Сотниково; Сосковский район – с. Рыжково; Кромской район – д. Кутафино, д. Пузеево, с. Ржава, д. Речица, д. Рыжково, д. Черкасская, д. Вендеревский Хутор, д. Моховое;  Дмитровский район, Болховский район – с. Гнездилово; Мценский район ­– с. Волково; Залегощенский район – с. Золоторёво; Троснянский район; Глазуновский район – д. Новополево; Свердловский район ­–д. Кошелёво, – в этих населённых пунктах зафиксированы полотенца конца XIX – XX вв., вышитые в технике «орловский спис».

Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.

Орловская область

Географические координаты места (мест) бытования объекта.

Город Орёл 52°58′ с. ш. 36°05′ в. д.

Краткое описание объекта.

Орловский спис – традиционная народная вышивка Орловской области. В этой технике вышивали обрядовые полотенца, реже скатерти. Полотенца, вышитые орловским списом, – произведения народного искусства, до наших дней дошли изображения деревьев и птиц.

Контур узоров вышивали швом вперёд иголку и тамбурным швом. Узорные заполнения внутри контура – бранки выполняли в технике «набор». Часто бранки заменяли двусторонним крестом, вышитым в шахматном порядке. Также на старинных списовых полотенцах можно увидеть счётную гладь, простой односторонний крест, выколы, белую строчку.

Подробное описание объекта.

Орловский спис – традиционная народная вышивка, распространённая среди потомков крепостных крестьян Орловской области. В этой технике вышивали обрядовые полотенца (рушники), реже скатерти (настольники). В музейных и частных коллекциях найдется немного предметов одежды и быта, вышитых списом: фартуки, завески, рубахи, кухонные занавески. Можно предположить, что они были сшиты в 20-е годы  XX века из готовых полотенец, так как в условиях гражданской войны и разрухи производилось мало текстиля.

Полотенца, вышитые орловским списом, – произведения народного искусства, сохранившие архаичные сюжеты благодаря копированию.
До наших дней дошли изображения цветущих и плодоносящих деревьев, прекрасных птиц, раскрывающих крылья. Существует группа подлинников, на которых вышиты массивные фигуры (лягушки, бабочки), напоминающие дерево с гипертрофированно утолщенным стволом и ветвями-спиралями.

Очертания списовых птиц и деревьев плавные, корни, ствол, ветки, листья, цветы, плоды чаще всего бывают объединены общим контуром,
но иногда представляют собой отдельные элементы. Центральное дерево нередко окружают ромбы, звёздочки, цветочки, веточки с листьями и другие, обозначающие «богатство». Древо и «богатство» по периметру обрамляет охранительная кайма. Верхний и нижний бордюры (сады) представляют собой ленточные орнаменты, состоящие из геометризированных «деревьев».

Вышивая обрядовые полотенца, крестьянки переносили на полотно свои чаянья о щедрой природе, тёплом солнышке, благодатном дождичке, богатом урожае, крепкой семье, здоровых детях – о счастье и изобилии.

Девушки вышивали полотенца себе в приданное или кому-либо в подарок. Они создавали изображения в соответствии с устоявшимися традициями и со своим представлением о прекрасном. За красивым рисунком могли пойти и в соседнюю деревню. Вышивальщицы старшего поколения рассказывали, что рисунки перенимали друг у друга.

Причудливые, порой непонятные, изображения, вышитые на полотенцах, можно объяснить ошибками, которые неизбежно возникали и накапливались при многократном копировании рисунка с одного изделия на другое. По той же причине узор на одном крае полотенца значительно отличался от узора на другом крае.

 

Для рушников использовали домотканый отбеленный холст и нитки домашнего прядения и крашения. Нитки красили растительными пигментами, получаемыми из морены красильной, индиго, сока лопуха и конопли, неустойчивыми к воздействию солнечных лучей, воды и мыла. Можно предположить, что до середины XIX века (до появления анилиновых красителей) полотенца вышивали либо красными и зелёными, либо красными и тёмно-сине-серыми нитками. Позднее на списовых полотенцах появились чёрный, жёлтый и оранжевый цвета.

Перед началом работы полотно сворачивали пополам и приминали вертикальную линию сгиба, которая становилась ориентиром при переносе изображения с образца. На развёрнутый холст лицом вниз укладывали полотенце-образец и, отогнув его край, начинали рисовать угольком контур будущей вышивки. Для удобства работы использовали четырёхугольные самодельные пяльцы.

Контур узоров вышивали швом вперёд иголку (прямой и обратный ход рабочей нити) и тамбурным швом. Узорные заполнения внутри контура – бранки (от браного ткачества) выполняли в технике «набор». Такие изображения являются линейным орнаментом. Часто бранки заменяли двусторонним крестом, вышитым в шахматном порядке.

Бранки вышивали как вдоль нитей основы, так и вдоль нитей утка. Наиболее часто использовали бранки, где каждый четный ряд повторял нечётный. Самый короткий стежок соответствовал 2-м или 3-м ниткам ткани. Одну бранку могли вышивать нитками разного цвета, соблюдая правило: один ряд – один цвет. При вышивании бранок на изнанке изделия проявляется орнамент –  «негатив», который также можно вышить на лицевой стороне.

Закончив вышивать одну бранку и подбирая следующую, мастерица старалась сделать переход красивым и логичным. Наиболее простым является переход от вышивания любого орнамента к вышиванию его «негатива». Вертикальный переход от вышивания одной бранки к другой – самый понятный. Он применяется для орнаментов, раппорт которых равен одинаковому количеству нитей ткани по горизонтали. Диагональный переход подходит для бранок с чётким диагональным рисунком, который образуется при смещении базового элемента орнамента на одинаковое количество нитей ткани. Горизонтальный переход является непредсказуемым, описать все его варианты не представляется возможным. Простой вариант горизонтального перехода используют для бранок, раппорт которых равен одинаковому количеству нитей ткани по вертикали. В произведениях народного искусства эти правила не всегда выполнялись и поэтому на старых рушниках можно увидеть самые невероятные переходы.

Изучая изображения, вышитые в технике орловский спис на старинных полотенцах, можно предположить, что вышивальщицы выполняли работу в такой последовательности: контур главного изображения и дополнительных элементов, главное изображение (древо или птица), дополнительные элементы (лужок, облака), охранительная кайма, бордюры (сады), мелкие элементы (охранительные знаки, «богатство»). К готовому полотенцу пришивали кружево. Также на старинных списовых полотенцах можно увидеть счётную гладь, простой односторонний крест, выколы. Иногда край полотенца, декорировался не только кружевом, но и полоской белой строчки.

С середины XIX века орловские мастерицы всё реже вышивали строчкой и списом, предпочитая односторонний крест по печатным схемам. С изменением традиции из вышивок «уходили» вспомогательные элементы, охранительная кайма, бордюры.

В музейных коллекциях и частных собраниях находится не так много полотенец, вышитых в технике орловский спис. Самое раннее датировано 1796 годом. По преданию, его вышивала крепостная крестьянка помещиков Гринёвых, имение которых находилось во Мценском уезде Орловской губернии.

Наиболее интересные образцы списа относятся к середине XIX – началу XX веков. Они поступили в Орловский краеведческий музей в 1930-е годы, но записи были утрачены во время Великой Отечественной войны при оккупации г. Орла. На основании сохранившейся скудной информации можно предположить, что несколько образцов поступило в Губернский музей в 1919 году из отдела русских бытовых древностей, из собрания известного в Орле коллекционера Лаврентия Ивановича Пущина.

По некоторым сведениям, в сёлах Орловского уезда Домнино и Золотарёво в начале XX века существовал крестьянский промысел, где вышивали в различных техниках, в том числе и списом. В начале 20-х годов прошлого века орловские мастерицы начинают объединяться в артели. Известно о создании в 1932 году артели «10 лет Промкооперации», где по готовым эскизам бранками вышивали полотенца, скатерти и салфетки.

Термин «орловский спис» появился в документах Научно-исследовательского института художественной промышленности в середине 30-х годов  XX века, но даже в 50-е годы вышивальщицы артели говорили: «Мы шьём бранками». В 1962 году на базе артели был создан комбинат «Восход», который в 1967 году был реорганизован в швейную фабрику. Она выпускала большое количество сувенирно-подарочной продукции. Произведения вышивальщиц, выполненные в технике орловский спис, экспонировались на всесоюзных и международных выставках, множество изделий было закуплено Японией и Канадой.

Большой вклад в дело изучения и популяризации орловского списа внесла искусствовед, старший научный сотрудник Орловского музея изобразительных искусств Ирма Ивановна Борисова (год рождения – 1940).

Полотенца середины XIX – начала XX веков, вышитые орловским списом, находятся в коллекциях Российского этнографического музея, Всероссийского музея декоративного искусства, Орловского краеведческого музея, Орловского музея изобразительных искусств, Орловского государственного объединённого литературного музея им. И.С. Тургенева, Болховского краеведческого музея и в частных собраниях.

Предметы, связанные с объектом (при наличии).

Вышивали орловским списом на домотканом полотне (пенька, лён) шириной 35-40 см, для работы использовали нитки домашнего прядения
и крашения, позднее – мулине. Полотно натягивали на самодельные прямоугольные пяльцы. Для работы кроме иглы могли использовать специальные крючки, которыми выполняли тамбурный шов.

Техники и технологии, связанные с объектом (при наличии).

К вышивке орловским списом имеют отношение следующие технологии: выращивание и последующая обработка льна и конопли, прядение, ткачество, крашение ниток, изготовление пялец и игл.

Способы и формы передачи объекта.

Обучение происходило в семьях. Традиция передавалась по женской линии.

В настоящее время эту технику вышивки можно освоить в «Орловской детской школе изобразительных искусств и ремёсел», «Стрелецкой детской школе искусств» и «Дворце пионеров им. Ю.А. Гагарина». Полотенце, вышитое орловским списом, находится в постоянной экспозиции Орловского краеведческого музея.

«Орловский областной центр народного творчества» организует мастер-классы по освоению основных приёмов вышивки в технике «орловский спис», публикует обучающие материалы (фотографии, описания, видео) в социальных сетях. Произведения современных мастеров, полотенца, панно, сувениры, вышитые орловским списом, экспонируются на выставках, участвуют в конкурсах, а также используются для художественного оформления культурно-массовых мероприятий.

Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации. –
Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Хранителями традиций вышивки орловским списом являются «Орловский областной центр народного творчества», «Орловская детская школа изобразительных искусств и ремёсел», «Стрелецкая детская школа искусств» и «Дворец пионеров им. Ю.А. Гагарина», а так же народные мастера России Семёнова Мария Алексеевна, Воропаева Людмила Николаевна, Народные мастера Орловской области Воропаева Зоя Владимировна, Черногорова Валентина Николаевна, Черина Марина Ивановна, Коваленко Капитолина Семёновна, Закржевская Светлана Евгеньевна, мастер народных ремёсел Диденко Маргарита Евгеньевна.

История выявления и фиксации объекта.

Технология вышивки орловским списом была зафиксирована специалистами (художниками по вышивке) артели «10 лет Промкооперации» в 30-х годах XX века. Изучение орловского списа, как изобразительного фольклора началось в 60-х годах в ходе экспедиций Орловского музея изобразительных искусств по выявлению предметов народного искусства (руководитель Борисова Ирма Ивановна).

Источники информации об объекте.

Библиография

1.   Бакирова О. И., Минина В. М. Народная вышивка Пудожья. – М.: Древнее и современное. – 2012. – 400 с.: цв. ил.

2.   Борисова И. И. Народное искусств Орловского края конца XIX — начала XX веков. – Орёл: Издатель Александр Воробьёв, 2011 – 128 с.

3.   Орловский спис. Каталог традиционной народной вышивки
в собраниях орловских музеев. – Орёл, 2005.

4.   Века над Окой: научно-популярное издание к 220-летию Орловской губернии. / [гл. ред. А. П. Олейникова]. – Орёл: Издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании. – 1998. – 296: цв. ил.

5.   Изобразительные мотивы в русской народной вышивке: альбом. /

[составители Г. П. Дурасов, Г. А. Яковлева]. – М.: «Советская Россия». – 1990. – 317 с.: цв. ил.

6.   Рукоделие: популярная энциклопедия / [гл. ред. И.А. Андреева]. – М.: Большая Российская энциклопедия. – 1992. – 287 с.: цв. ил.

7.   Орловский рушник вчера и сегодня: фотоальбом. Вып. I. / [автор-сост. В. Н. Черногорова]. – Орёл: БУКОО «Орловский областной центр народного творчества». – 2012. – 52 с.: цв. ил.

8. Материалы, собранные сотрудниками БУКОО «Орловский областной центр народного творчества» в Орловской области в 2009-2022 гг. в ходе фольклорно-этнографических экспедиций.

Современное состояние объекта.

Орловский спис – культурный бренд Орловской области, более 200-а мастериц владеют приёмами вышивания в этой технике. Популяризацией орловского списа занимаются учреждения культуры и образовательные учреждения.

Авторы (составители) материалов об объекте.

Автор текста –ведущий методист по этнокультурному достоянию, Народный мастер Орловской области Черногорова Валентина Николаевна

Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.

Ссылка для скачивания видео: Техника вышивки “орловский спис”

Видео:

перевод рисунка на ткань,

запяливание ткани,

вышивка контура центрального древа,

вышивка бранками и двухсторонним крестом центрального древа,

вышивка дополнительных элементов композиции (богатства),

вышивка охранительной каймы,

вышивка верхних и нижних бордюров (садов).

На видео: вышивает Черина Марина Ивановна (г. р. 1981), комментирует Черногорова Валентина Николаевна (г. р. 1963).

Видеозапись, монтаж – Черногорова Валентина Николаевна, дизайн – Черина Марина Ивановна. Запись сделана в августе 2022 года в г. Орле в БУКОО «Орловский областной центр народного творчества.

Ссылка для скачивания фотографий: Традиционная техника вышивки “орловский спис”

Фотографии:

  1. Обложка. Полотенце, вышитое в технике «орловский спис», село Гнездилово Болховского района Орловской области. Коллекция МБУК «Болховский краеведческий музей». Фото – Черногорова В. Н., 2022 год, фотоархив БУКОО «Орловский областной центр народного творчества». Дизайн – Черногоров А.И.
  2. Полотенце, вышитое в технике «орловский спис», село Гнездилово Болховского района Орловской области. Коллекция МБУК «Болховский краеведческий музей». Фото – Черногорова В. Н., 2022 год., фотоархив БУКОО «Орловский областной центр народного творчества».
  3. Полотенце, вышитое в технике «орловский спис», село Большая Куликовка Орловского района Орловской области. Фото – Черногорова
    В. Н., 2014 г., фотоархив БУКОО «Орловский областной центр народного творчества».
  4. Полотенце (край), вышитое в технике «орловский спис», село Рыжково, Сосковского района Орловской области. Фото – Кайтуров А. В., 2013 год, фотоархив БУКОО «Орловский областной центр народного творчества».
  5. Полотенце, вышитое в технике «орловский спис», село Волково, Мценского района Орловской области. Фото – Черногорова В. Н., 2024 год, фотоархив БУКОО «Орловский областной центр народного творчества».
  6. Край полотенца, вышитый в технике «орловский спис». Вышивальщица – Черина Марина Ивановна. Реплика подлинника конца XIX – начала XX веков. Фотоархив БУКОО «Орловский областной центр народного творчества».
  7. Край полотенца, вышитый в технике «орловский спис». Вышивальщица – Черина Марина Ивановна. Реплика подлинника конца XIX – начала XX вв. Полотенце зафиксировано в. 2022 г. в Свердловском районе Орловской области Черногоровой В.Н. и Воропаевой З.В. Подлинник находится в частной коллекции. Фотоархив БУКОО «Орловский областной центр народного творчества».
  8. Раппорт вышитого набором орнамента (бранки). Рисунок – Черногорова В.Н., БУКОО «Орловский областной центр народного творчества».
  9. Бранка. Рисунок – Черногорова В. Н., БУКОО «Орловский областной центр народного творчества».
  10. Бранки. Вертикальный переход. Рисунок – Черногорова В. Н., БУКОО «Орловский областной центр народного творчества».
  11. Бранки. Горизонтальный переход. Рисунок – Черногорова В. Н., БУКОО «Орловский областной центр народного творчества».

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.