Наименование объекта нематериального этнокультурного достояния Орловской области.
«Традиционные технологии изготовления мценского коклюшечного кружева»
Номер реестровой записи объекта.
«2»
Дата присвоения номера реестровой записи объекта.
17 апреля 2024 года
Вид объекта.
Технологии
Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Русские
Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Русские
Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии).
Православие
Наименование места (мест) бытования объекта.
г. Мценск, Мценский район.
Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
г. Мценск, Мценский район, с. Верхняя Зароща, Стрелецкая слобода (ныне 1-я Городская улица).
Муниципальное образование Орловской области, являющееся местом бытования.
Город Мценск
Географические координаты места (мест) бытования объекта.
Город Мценск 53°16′42″ с. ш. 36°34′30″ в. д
Краткое описание объекта.
Первая кружевная мануфактура в нашем регионе появилась
у помещицы Протасовой А. М. в её имении в конце XVIII века. Местных кружевниц обучали бельгийские мастера. В середине XIX века мценский промысел стал крупнейшем в России. Увлечение кружевоплетением купчих, мещанок и однодворок было так велико, что об этом писали в местных газетах.
Кружево получалось необычайно тонким и ажурным. Отличительной особенностью мценского многопарного кружева является активное использование геометрических мотивов и разреженных фоновых решёток. Изготавливали мценские плетеи и штучные изделия воротники, палантины, шали.
Подробное описание объекта.
Технология изготовления коклюшечного кружева появилась в Европе предположительно в середине XVI века, именно к этому периоду относятся многочисленные изображения кружевных изделий на портретах знати. С развитием и совершенствованием техники плетения в Европе стали производить разнообразное по назначению и художественному облику кружево, известное по местам создания: брюссельское, малин, валансьен.
Во второй половине XVI века золотое и серебряное кружево стали ввозить в Россию, а в начале XVII века изготавливать в Москве в Мастерской палате для нужд царского двора.
Нет точных данных, когда возник кружевной промысел во Мценске, но по свидетельству российского экономиста Александра Степановича Тарачкова (1819 – 1870), мценские кружевницы уже в начале 18 века плели кружева «…из тончайших нитей белых и золотых, но узоры их, разумеется, отличались особыми фигурами, свойственными старинным временам».
Известно также о кружевной мануфактуре мценской помещицы Протасовой. Можно предположить, что производство принадлежало Александре Максимовне Протасовой урождённой Лугининой (1773 – 1829) и располагалось в одном из её имений (с. Верхняя Зароща) недалеко от Спасского-Лутовинова. Ее отец и дед были крупными Тульскими купцами и владельцами металлургических заводов. Графиня А. С. Протасова приходилась родной сестрой мужу Александры Максимовны Протасовой, Александру Степановичу и вполне могла снабжать мануфактуру заказами для царедворцев.
На протасовской мануфактуре изготавливали изделия на французский манер (малин и валансьен). Кроме того, продолжали плести кружева местные мещанки и крестьянки (из государственных).
После смерти Протасовой А. М. мануфактура перестала существовать, но обученные искусству кружевоплетения мастерицы продолжали работать, и к середине XIX века город Мценск стал крупнейшим центром по производству кружева в России, где можно было заказать в работу кружевные изделия практически любого вида.
Русский экономист, историк и публицист Александр Каземирович Корсак в 1861 году пишет: «Известны у нас вологодские, балахнинские, мценские кружева; в некоторых подмосковных деревнях и других местах их также работают».
Исследователи и знатоки кустарных промыслов в конце XIX века отмечали, что мценское кружево было необычайно тонким, ажурным, оно отличалось использованием архаичных узоров. Мценские плетеи продолжали изготавливать мерное кружево с численным плетением используя излюбленные мотивы, такие как «замки и раки», «паучок раскинул лапки» и другие. Золотосеребряное кружево кроме Мценска в это время практически нигде уже не выплетали. На рубеже XIX и XX веков во Мценске появляются общераспространенные клюни, гипюры и другие модные типы кружева.
Кружевоплетению обучали девочек и мальчиков с детства. Сохранился сколок мерного кружева, состоящего из простых элементов – фестонов, пучка-паучка и решётки в полный заплёт. Это кружево называли «первоучение». Коклюшки делали из клёна, звон коклюшек не позволял кружевнице заснуть за работой. Валики (куфтыри, барабаны) набивали ржаной соломой.
Важный этап в развитии мценского кружевного промысла – создание княгиней Тенишевой Анной Дмитриевной в 1899 году школы кружевниц
и мануфактуры. Это улучшило качество кружевных изделий и упорядочило сбыт. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году мценское кружево было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома.
Местные мастерицы плели и сцепное и многопарное кружево – изготавливали штучные изделия (воротники, шали, и др.), прошвы, края.
Для работы использовали льняные, хлопчатобумажные и шёлковые нитки.
Отличительной особенностью мценского многопарного кружева является активное использование геометрических мотивов «барабанчики», «кружки-денежки» и разреженных фоновых решёток. Любимыми сюжетами были: павы по сторонам цветка, двуглавый орел между кустами
с изогнутыми ветками.
Мценская школа кружевниц существовала до революции. В 30-е годы XX века была организована артель имени Клары Цеткин, но она работала не долго. Весь архив (образцы кружева, сколки…) перевезли в г. Елец. В годы Великой Отечественной войны эти материалы были утрачены.
В 1992 году под руководством народного мастера России по кружевоплетению Нины Гавриловны Савенковой во Мценске был создан Музей кружева, и вновь начала работу школа кружевниц. Сейчас она существует как отделение Мценской детской художественной школы, где обучают детей по дополнительной предпрофессиональной программе «Декоративно-прикладное творчество».
Педагоги школы кружевниц народные мастера России по кружевоплетению Архипова Ольга Львовна и Шалыгина Анна Алексеевна проводят большую исследовательскую работу. Собирают чудом сохранившиеся образцы старинного кружева, сколки, любую информацию о промысле и людях с ним связанных, создают реплики раритетов из музейных и частных коллекций, описывают выявленные оригинальные технические приёмы.
Кружево, плетёное на коклюшках, можно разделить на три большие группы: численное, многопарное и сцепное.
Численное кружево самое простое, оно выплетается без использования технического рисунка несколькими парами коклюшек. Булавки вкалываются только по краям для натяжения изделия и формирования ровных кромок. Фон и узор выплетаются одновременно.
Многопарное кружево самое сложное в изготовлении. В работе бывают задействованы в среднем 30 (до восьмисот) пар коклюшек. Многопарное кружево плетётся в соответствии со сколком. Работа ведётся от кромки к кромке; одновременно выполняются фон и фигуры узора.
Сцепное кружево выплетается также по сколку, но коклюшек нужно меньше, чем в многопарном. Основой узоров сцепной техники служит непрерывная плетеная полоска, свободные изгибы которой образуют рисунок. Эти изгибы соединяются между собой и фоном особым приемом, называемым сцеп. Он выполняется с помощью тамбурного крючка.
Основных элементов плетения четыре: плетешок, полотнянка, сетка и насновка. Существуют дополнительные элементы плетения: отвивная петелька, скань, закидка.
Для того, чтобы изготовить мерное многопарное мценское коклюшечное кружево, нужны следующие инструменты и материалы: барабан (валик, подушка, куфтырь), подставка (козлы) под барабан с подстилкой, коклюшки, булавки-гвоздики, крючки, ножницы, салфетка (кусочек ткани), выдерга, бумага в клеточку, бумага пергаментная, тонкий картон, карандаш, линейка, перо, тушь, нитки, образец кружева или фотография, или рисунок.
Коклюшка – тонкая деревянная палочка с круглой или куполообразной головкой и тонкой шейкой на одном конце. На шейку наматывается рабочая нить. Выбор коклюшек зависит от размера предполагаемого изделия и толщины ниток. Чем меньше изделие и тоньше нитки, тем более изящные коклюшки можно использовать. Коклюшки делают из тонких ровных веток (кленовые коклюшки самые звонкие), сразу вырезают шейку и головку и варят несколько часов в воде с добавлением соли и зверобоя. Кора с веточек сходит сама, древесина приобретает золотистый оттенок.
Барабан представляет из себя мешочек из плотной ткани, туго набитый опилками или сеном. Барабан имеет форму цилиндра. Его размер зависит от размера выплетаемого кружева. На барабан надевают чехол из светлой ткани.
Работа начинается с создания сколка – технического рисунка. Сначала его отрисовывают карандашом от руки, затем создаётся окончательный вариант сколка с использованием пера и туши. Если изготавливается сколок мерного кружева, то используется линейка. Длина сколка мерного кружева может соответствовать длине окружности барабана.
Все кружево выплетается парами коклюшек. Одна пара – это две коклюшки, соединённые непрерывной нитью. Поэтому сначала нитки наматываются на одну коклюшку, затем с неё половина ниток перематывается на вторую.
На полоску плотной бумаги или тонкий картон кладут готовый сколок и всё это крепится булавками к барабану. Сверху сколок накрывается полупрозрачной пергаментной бумагой. Затем при помощи булавок навешиваются пары коклюшек.
Мерное многопарное кружево выплетается по диагоналям. Пары коклюшек делятся на две группы. Незадействованные в работе коклюшки накрывают салфеткой. Кружевница создает изделие в соответствии со сколком, используя поочерёдно то одну, то другую группу коклюшек.
Каждый элемент узора, места пересечения нитей фона крепятся к барабану булавками. Вокруг булавок заплетаются кромки.
Если нитка во время работы обрывается, то её связывают ткацким узлом. Нитки становятся более прочными при увеличении влажности воздуха.
Изготовив небольшой фрагмент кружева (1/6 часть окружности барабана) выдергой выдёргивают булавки, кружево сворачивают рулончиком и накрывают салфеткой. Затем барабан поворачивают (от себя) и продолжают работу. Готовое кружево снимают с барабана, изготавливают так называемую «зашивку» и обрезают концы ниток.
Образцы мценского кружева находятся в фондах МБУ «Мценский городской краеведческий музей им. Г. Ф. Соловьёва» (далее – МБУ «МКМ», БУКОО «Орловский краеведческий музей» и других.
Предметы, связанные с объектом (при наличии).
Барабан (подушка, валик, куфтырь), подставка под барабан (козлы) с подстилкой, коклюшки, вязальные крючки, булавки, ножницы, выдерга, нитки (пряжа).
Техники и технологии, связанные с объектом (при наличии).
Выращивание и последующая обработка льна и шёлка, прядение, крашение ниток (пряжи), технология изготовления барабанов, коклюшек, булавок, вязальных крючков, ножниц.
Способы и формы передачи объекта.
Технология изготовления мценского коклюшечного кружева исторически передавалась в процессе обучения от учителя к ученику.
Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации. –
Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Хранителями традиций плетения мценского коклюшечного кружева являются «Мценская детская художественная школа», «Орловская детская школа изобразительных искусств и ремёсел» «Орловский областной центр народного творчества», а также народные мастера России Архипова Ольга Львовна, Шалыгина Анна Алексеевна, Семёнова Мария Алексеевна, Маслова Татьяна Александровна, Савенкова Нина Гавриловна, Ильина Наталья Борисовна.
История выявления и фиксации объекта.
Исследованием мценского кружевного промысла во второй половине XIX века занималась Давыдова С. А. В 1886 году её работы были опубликованы: Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Казанской и Вологодской.
Фольклорно-этнографические экспедиции БУК ОО «Орловский музей изобразительных искусств», 1968 – 1993 годах, рук. Борисова И. И., старший научный сотрудник.
В настоящее время работа по изучению технологии изготовления мценского коклюшечного кружева продолжается во «Мценской детской художественной школе» педагогами Шалыгиной А. А. и Архиповой О. Л.
Источники информации об объекте.
Библиография
1. Давыдова С. А. Очерки кружевной промышленности в России. – В кн.: Кустарная промышленность в России. Женские промыслы. СПб, 1913
2. Борисова И. И. Народное искусств Орловского края конца XIX — начала XX веков. – Орёл: Издатель Александр Воробьёв, 2011 – 128 с.
3. Ефимова Л. В., Белогорская P. M. Русская вышивка и кружево. – М., 1972
4. Коломиец А. И. Елецкое кружево. – М., 1962
5. Плющева А. Я. Кружево в современном костюме. Альбом. М., 1967
6. Курс женских рукоделий. – М., 1962
7. Лукашева Р. А. Русское кружево. – М., 1998
8. Работнова И. П. Русское кружево. – М., 1970
9. Работнова И. П. Русское народное кружево. – М. 1956
10. Твердова-Савицкая З. М. Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда. М., 1916
11. Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. – Л., 1983
12. Цветное коклюшечное кружево. – М., 1991
13. Шенер Ф. Кружево. Технология ручного и машинного изготовления. – М., 1990
14. Эрихсон Н. Я. Учебная коллекция по плетению кружев. – 1913
15. Белозерова И. Е., Блинова Л. И. Русское кружево: Школа плетения на коклюшках. – М., 2005
16. Материалы фольклорно-этнографической экспедиции ГРДНТ, 2023 г., рук. Добровольская В. Е.
Современное состояние объекта.
Обучиться технологии плетения мценского коклюшечного кружева можно во «Мценской детской художественной школе», «Орловской детской школе изобразительных искусств ремёсел». Более 200-а мастериц научились плести кружева в стенах этих учебных заведений.
«Орловский областной центр народного творчества» организует мастер-классы по освоению основных приёмов плетения кружева, публикует обучающие материалы (фотографии, описания, видео) в социальных сетях. Произведения современных мастеров экспонируются на выставках, участвуют в конкурсах, а также используются для художественного оформления культурно-массовых мероприятий.
Авторы (составители) материалов об объекте.
Автор текста Черногорова Валентина Николаевна
Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.
Ссылки для скачивания видео: Традиционные технологии изготовления мценского коклюшечного кружева
Видео: плейлист 15 фрагментов
- Инструменты, приспособления, материалы для кружевоплетения. Рассказывает народный мастер России Архипова Ольга Львовна.
- Инструменты, приспособления, материалы, подготовка коклюшек к работе. Рассказывает народный мастер России Архипова Ольга Львовна.
- О создании сколка рассказывает Народный мастер России Архипова Ольга Львовна.
- О создании сколка рассказывает Народный мастер России Архипова Ольга Львовна.
- Крепление сколка к барабану, навешивание пар коклюшек, начало плетения образца. Народный мастер России Архипова Ольга Львовна.
- Плетение элемента орнамента «кружок-денежка», обводка белью. Народный мастер России Архипова Ольга Львовна.
- Плетение элемента орнамента «лодочка по речке плывёт». Народный мастер России Архипова Ольга Львовна.
- Обводка белью, плетение второго элемента орнамента «кружок-денежка. Народный мастер России Архипова Ольга Львовна.
- Плетение второго элемента орнамента «кружок-денежка. Народный мастер России Архипова Ольга Львовна.
- Плетение разреженной фоновой решётки, обводка белью. Народный мастер России Архипова Ольга Львовна.
- Плетение тюлевой фоновой решётки. Народный мастер России Архипова Ольга Львовна.
- Народный мастер России Шалыгина Анна Алексеевна рассказывает о традициях обучения ремеслу и особенностях плетения мерного кружева, которое называется «первоучение».
- Народный мастер России Шалыгина Анна Алексеевна демонстрирует технические приёмы, используемые при плетении «первоучения».
Место фиксации: Орловская область, г. Мценск. Школа кружевниц, МБУ ДО «Мценская детская художественная школа».
Дата записи: 20 – 21 июля 2022 года.
место хранения материалов: БУКОО «Орловский областной центр народного творчества».
Видеосъемка, монтаж – Костомаров И. Н., Кошкин А. А., Черногорова В. Н.
Ссылка для скачивания фотографий: Мценское кружево
Фотографии:
1. Портрет Александры Максимовны Протасовой, урождённой Лугининой (1773-1829).
2. Фото Тенишевой Анны Дмитриевны.
3. Шалыгина Анна Алексеевна за работой. Она плетёт мерное кружево с рисунком «обводная в одну дугу».
4. Архипова Ольга Львовна, рассказывает о том, как изготовить барабан.
5. Барабан на подставке, коклюшки. На барабане (в работе) мерное кружево с рисунком «обводная в одну дугу». Школа кружевниц, МБУ ДО «Мценская детская художественная школа».
6. Коклюшки.
7. Инструменты для плетения коклюшечного кружева: шило, ножницы, крючки, булавки, выдерга.
8. Булавки-гвоздики.
9. Льняные нитки для кружевоплетения.
10. Архипова Ольга Львовна наматывает нитки на коклюшки. Школа кружевниц, МБУ ДО «Мценская детская художественная школа».
11. Сколок.
12. Рисунок мценского кружева.
13 Отрисовка сколка.
14. Готовый сколок.
15. Фрагмент кружева на барабане.
16. Фрагмент кружева на барабане.
17 Шаль. Конц XIX века, размер 286 х 86 см. Нитки шёлковые, коклюшечное кружево (сцепная техника). МБУ «МКМ», МКМ 4537.
18. Подзор. Украшен кружевом, плетеным на коклюшках (многопарная техника). Бытовал в купеческой семье Иноземцевых,
г. Мценск, начало 20 в. Размер: 214 см х 96 см. МБУ «МКМ», МКМ 3514/1.
19. Подзор. Кружева сплетены на коклюшках (многопарная техника). Орнамент: геометрический растительный (ромбик, цветок) Передан музею Орловой В.И. 1950-г. 20 век. Размеры: 201 см х 45 см. МБУ «МКМ», МКМ 3265.
20 Полотенце декорировано строчевой вышивкой и кружевом, плетёным на коклюшках (многопарная техника). Музей школы кружевниц, МБУ ДО «Мценская детская художественная школа».
21. Полотенце (фрагмент) декорировано строчевой вышивкой
и кружевом, плетёным на коклюшках (многопарная техника). Музей школы кружевниц, МБУ ДО «Мценская детская художественная школа».
22. Мерное (многопарная техника) кружево, плетёное
на коклюшках. Музей школы кружевниц, МБУ ДО «Мценская детская художественная школа».
23. Кружево белое. Край. Исполнено на коклюшках (многопарная техника) кружевницей Филипповой А. И., Конец 1970-х годов. Размер: 8 см х 48 см. Орнамент называется «обводная в одну дугу». МБУ «МКМ», МКМ 1932.
24. Коклюшечное (многопарная техника) мценское кружево (образцы конец 19 – начало 20 вв. Из частной коллекции Новиковой Галины Владимировны). Размер: 7,7 см х 40,7 см. МБУ «МКМ», МКМ 8407/6
25. Кружево белое, с фистонами – край, сплетенное на коклюшках (многопарная техника) мценской кружевницей Филипповой А. И. конец 1970 –х. г. Размер; 10 см х 46 см. МБУ «МКМ», МКМ 1330.
26. Коклюшечное (многопарная техника) мценское кружево (образцы конец 19 – начало 20 вв. из частной коллекции Новиковой Галины Владимировны). Размер: 9,5 см х 46, 5 см. МБУ «МКМ», МКМ 8407/3.
27. Коклюшечное (многопарная техника) мценское кружево (образцы конец 19 – начало 20 вв. из частной коллекции Новиковой Галины Владимировны). Размер: 6,8 см х 37 см. МБУ «МКМ», МКМ 8407/2.
28. Коклюшечное (многопарная техника) мценское кружево (образцы конец 19 – начало 20 веков из частной коллекции Новиковой Галины Владимировны. Размер: 9,7 см х 45,5 см. МБУ «МКМ», МКМ 8407/3.
29. Коклюшечное (многопарная техника) мценское кружево (образцы конец 19 – начало 20 века. из частной коллекции Новиковой Галины Владимировны). Размер: 15,8 см х 22 см. МБУ «МКМ», МКМ 8407/9.
Фотографировали: Костомаров И. Н., Кошкин А. А., Черногорова В. Н., Архипова О. Л.
Место фиксации: Орловская область, г. Мценск. Школа кружевниц, МБУ ДО «Мценская детская художественная школа», МБУ «Мценский краеведческий музей»
Дата фиксации: 20-21 июля 2022 г.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.