Один из первых вариантов русской ручной гармошки (ливенка), начали изготавливать во второй половине XIX века. Несмотря на то, что этот инструмент пришел к нам из Западной Европы, в нашей стране он был значительно переделан и усовершенствован ливенскими мастерами. Теперь при сжиме и разжиме мехов исходил звук одинаковой высоты.
Размеры гармоник были разными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры около 22–30 см высоты и 8–9 см. ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным, поэтому мастера увеличили его, нарастив количество борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров, так что гармоникой можно опоясаться. Вот эти меха и придают самобытность инструменту.
Кроме того, у ливенки оригинальные басы. Играешь – и кажется, подыгрывает тебе рожок, сопелка, жалейка. Такое восприятие обеспечивает басовый строй, состоящий из «хрипунчиков», «барабанчиков», «пискунчиков». Эти шутливые названия басов не случайны, они довольно точно отражают звучание инструмента.
В 80-90 гг. XIX вв. в Ливнах и его окрестностях жили и работали не менее 20 известных мастеров. В памяти старожилов сохранились фамилии мастеров Тюрина, Нечаева. Неоценимую роль в создании и усовершенствовании инструмента сыграла династия Заниных.
В городе Ливны и сегодня существует мастерская по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов. Восемь мастеров создают как концертные гармони, так и сувенирную продукцию.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.