Региональные особенности фольклорных танцев Орловской области

Материал на основе танца “топчак” бытующего в деревне Сомово Шаблыкинского района

19 февраля, 11 марта  и 18 марта 2021 года, ведущий методист по хореографии БУКОО ООЦНТ Сергей Петрович Федорин провёл цикл мастер-классов для старшей и средней группы «Образцового любительского коллектива» ансамбля танца «Молодость» по теме: «Региональные особенности фольклорных танцев Орловской области».

На занятиях был дан материал, на основе танца «топчак» бытующего в деревне Сомово Шаблыкинского района, который был записан от  Маргариты Евгеньевны Диденко (1929 года рождения). Название танца говорит само за себя и поэтому основными движениями его являются различные дроби.

Участники коллектива с интересом воспринимали новые движения и с удовольствием разучивали предлагаемый материал.

В начале были разучены шаги с тройным притопом, шаркающий шаг, приставной шаг, тройной притоп, дробь в три ножки, сдвоенная дробь на средине зала. Все эти движения присутствуют в танце «Топчак». Изучая движения важно освоить манеру их исполнения, максимально приблизить к той действительности, в которой существовал и исполнялся танец. Затем были разучены рисунки, которые использовались в этом танце. А это «круг», «линии», «дощечки», «прочёсы».

Следующим этапом занятий был разучивание фигур.  Всего в танце предусмотрено четыре фигуры, но большинство танцев в Орловской области основывалось на импровизации то и количество фигур могло быть различным.

За три занятия, участники коллектива, разучили четыре фигуры танца «Топотуха» описание которого дано в книге А.С. Каргина «Традиционная культура Орловщины» в разделе «Танцевальный фольклор», составителем которого стали Заслуженный работник культуры РФ, профессор Орловского государственного института культуры Н.И. Заикин и Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Орловского областного колледжа культуры и искусств Н.П. Дунаевской.

Движения и рисунки были усвоены хорошо, а вот перенять манеру исполнения участники коллектива за время мастер-классов в полном объёме, не смогли. Это связано с тем, что манера фольклорного танца не культивируется в танцевальных коллективах и эта способность вырабатывается при постоянных занятиях. Надеемся, за время репетиций и освоение материала манера станет неотъемлемой частью хореографической композиции. В коллективах имеются танцы на основе фольклорного материала, но они адоптированы для сцены. Сценическая обработка фольклора, пусть даже очень грамотная, не является фольклорным танцем. Свобода движений, использование импровизация, использование частушек в танце – вот что присуще фольклорному танцу.

Для полного завершения постановки танца необходим костюм. Поскольку мы пытаемся воспроизвести фольклорный танец Шаблыкинского района, то и костюм должен быть соответствующий. Ведущий методист ООЦНТ Великасова Е.В. изготовила эскиз костюма, который был рекомендован для этого танца. Он максимально приближен к народному костюму Шаблыкинского района Орловской области. С руководителем коллектива, Михалёвой Г.Ф. была проведена беседа по методике пошива костюма, какие орнаменты использованы при оформлении рисунков на костюме.

Работа над танцем занимает достаточно много времени и терпения как руководителя, так и участников коллектива, но эта работа того стоит. Аплодисменты зрителей и оценки специалистов – самый главный критерий работы коллектива и руководителя.

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.