Категория
Традиционные технологии / Техники / Изготовление предметов быта/ Изготовление обрядовых атрибутов
Этнос
Русские
Язык
Русский
Конфессиональная принадлежность
Православие
Места бытования
Российская Федерация, Орловская область, Орловский, Урицкий, Сосковский, Кромской, Дмитровский, Болховский, Мценский, Залегощенский, Троснянский районы.
Описание
Орловский спис – традиционная народная вышивка, распространённая среди потомков крепостных крестьян Орловской области.
В этой технике вышивали обрядовые полотенца, реже скатерти (настольники). В музейных и частных коллекциях найдется немного предметов одежды и быта, вышитых списом: фартуки, завески, рубахи, кухонные занавески. Можно предположить, что они были сшиты в 20-е г. XX в. из готовых полотенец, так как в условиях гражданской войны и разрухи текстильные предприятия не работали.
Полотенца, вышитые орловским списом, – произведения народного искусства, сохранившие архаичные сюжеты благодаря копированию. До наших дней дошли изображения цветущих и плодоносящих деревьев, прекрасных птиц, раскрывающих крылья. Существует группа подлинников, на которых вышиты массивные фигуры (лягушки, бабочки), напоминающие дерево с гипертрофированно утолщенным стволом и ветвями-спиралями.
Очертания списовых птиц и деревьев плавные, корни, ствол, ветки, листья, цветы, плоды чаще всего бывают объединены общим контуром, но иногда представляют собой отдельные элементы. Центральное дерево нередко окружают ромбы, звёздочки, цветочки, веточки с листьями и др., обозначающие «богатство». Древо и «богатство» по периметру обрамляет охранительная кайма. Верхний и нижний бордюры (сады) представляют собой ленточные орнаменты, состоящие из геометризированных «деревьев».
Вышивая обрядовые полотенца, крестьянки переносили на полотно свои чаянья о щедрой природе, тёплом солнышке, благодатном дождичке, богатом урожае, крепкой семье, здоровых детях – о счастье и изобилии.
Девушки вышивали полотенца себе в приданное или кому-либо в подарок. Они создавали изображения в соответствии с устоявшимися традициями и со своим представлением о прекрасном. За красивым рисунком могли пойти и в соседнюю деревню. Вышивальщицы старшего поколения рассказывали, что рисунки перенимали друг у друга.
Причудливые, порой непонятные, изображения, вышитые на полотенцах, можно объяснить ошибками, которые неизбежно возникали и накапливались при многократном копировании рисунка с одного изделия на другое. По той же причине узор на одном крае полотенца значительно отличался от узора на другом крае.
Для рушников использовали домотканый отбеленный холст (пеньку) и нитки домашнего прядения и крашения. Нитки красили растительными пигментами, получаемыми из морены красильной, индиго, сока лопуха и конопли, неустойчивыми к воздействию солнечных лучей, воды и мыла. Можно предположить, что до середины XIX в. (до появления анилиновых красителей) полотенца вышивали либо красными и зелёными, либо красными и тёмно-сине-серыми нитками. Позднее на списовых полотенцах появились чёрный, жёлтый и оранжевый цвета.
Перед началом работы полотно сворачивали пополам и приминали вертикальную линию сгиба, которая становилась ориентиром при переносе изображения с образца. На развёрнутый холст лицом вниз укладывали полотенце-образец и, отогнув его край, начинали рисовать угольком контур будущей вышивки. Для удобства работы использовали четырёхугольные самодельные пяльца.
Контур узоров вышивали швом вперёд иголку (прямой и обратный ход рабочей нити) и тамбурным швом. Узорные заполнения внутри контура – бранки (от браного ткачества) выполняли в технике «набор». Такие изображения являются линейным орнаментом. Часто бранки заменяли двусторонним крестом, вышитым в шахматном порядке.
Бранки вышивали как вдоль нитей основы, так и вдоль нитей утка. Одну бранку могли вышивать нитками разного цвета, соблюдая правило: один ряд – один цвет. При вышивании бранок на изнанке изделия проявляется орнамент – “негатив”, который также можно вышить на лицевой стороне.
Закончив вышивать одну бранку и подбирая следующую, мастерица старалась сделать переход красивым и логичным. Наиболее простым является переход от вышивания любого орнамента к вышиванию его «негатива».
Вертикальный переход от вышивания одной бранки к другой – самый простой. Он применяется для орнаментов, раппорт которых равен одинаковому количеству нитей ткани по горизонтали.
Диагональный переход подходит для бранок с чётким диагональным рисунком, который образуется при смещении базового элемента орнамента на одинаковое количество нитей ткани.
Горизонтальный переход является непредсказуемым, описать все его варианты не представляется возможным. Простой вариант горизонтального перехода используют для бранок, раппорт которых равен одинаковому количеству нитей ткани по вертикали.
В произведениях народного искусства эти правила не всегда выполнялись и поэтому на старых рушниках можно увидеть самые невероятные переходы.
Изучая изображения, вышитые в технике орловский спис на старинных полотенцах, можно предположить, что вышивальщицы выполняли работу в такой последовательности: контур главного изображения и дополнительных элементов, главное изображение (древо или птица), дополнительные элементы (лужок, облака), охранительная кайма, бордюры (сады), мелкие элементы (охранительные знаки, «богатство»). К готовому полотенцу пришивали кружево.
Также на старинных списовых полотенцах можно увидеть счётную гладь, простой односторонний крест, выколы. Иногда край полотенца, декорировался не только кружевом, но и полоской белой строчки.
С середины XIX в. орловские мастерицы всё реже вышивали строчкой и списом, предпочитая односторонний крест по печатным схемам. С изменением традиции из вышивок «уходили» вспомогательные элементы, охранительная кайма, бордюры.
В музейных коллекциях и частных собраниях находится не так много полотенец, вышитых в технике орловский спис. Самое раннее датировано 1796 г. По преданию, его вышивала крепостная крестьянка помещиков Гринёвых, имение которых находилось во Мценском уезде Орловской губернии.
Наиболее интересные образцы списа относятся к середине XIX – началу XX в. Они поступили в Орловский краеведческий музей в 1930-е гг., но записи были утрачены во время Великой Отечественной войны при оккупации г. Орла. На основании сохранившейся скудной информации можно предположить, что несколько образцов поступило в Губернский музей в 1919 г. из отдела русских бытовых древностей, из собрания известного в Орле коллекционера Лаврентия Ивановича Пущина.
По некоторым сведениям, в сёлах Орловского уезда Домнино и Золотарёво в начале XX в. существовал крестьянский промысел, где вышивали в различных техниках, в том числе и списом. В начале 20-х г. прошлого века орловские мастерицы начинают объединяться в артели. Известно о создании в 1932 г. артели «10 лет Промкооперации», где по готовым эскизам бранками вышивали полотенца, скатерти и салфетки.
В 1962 г. на базе артели был создан комбинат «Восход», который в 1967 г. реорганизован в швейную фабрику. Она выпускала большое количество сувенирно-подарочной продукции. Произведения вышивальщиц, выполненные в технике орловский спис, экспонировались на всесоюзных и международных выставках, множество изделий было закуплено Японией и Канадой. Всё это и послужило поводом, чтобы традиционной народной вышивке дать имя нашего региона – орловский спис, тогда как в 50-е годы XX в. вышивальщицы говорили: «Мы шьём бранками».
Большой вклад в дело изучения и популяризации орловского списа внесла искусствовед, научный сотрудник Орловского музея изобразительных искусств Ирма Ивановна Борисова (р. 1940).
Полотенца середины XIX – начала XIX вв., вышитые орловским списом, находятся в коллекциях Российского этнографического музея, Всероссийского музея декоративного искусства, Орловского краеведческого музея, Орловского музея изобразительных искусств, Орловского государственного объединённого литературного музея им. И.С. Тургенева, Болховского краеведческого музея и в частных собраниях.
В настоящее время в Орловской области профессионально вышивают орловским списом 6 мастериц. Эту технику можно освоить в Орловской детской школе изобразительных искусств и ремёсел, Стрелецкой детской школе искусств и Дворце пионеров им. Ю.А. Гагагина.
Автор описания Черногорова В.Н.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.