VI.Традиционные технологии изготовления мценского коклюшечного кружева

Категория

Традиционные технологии/техники. Технологии традиционных ремесел.

Этнос

Русские

Язык

Русский

Конфессиональная принадлежность

Православие

Места бытования

г. Мценск, Мценский район Орловской области

Описание

Технология изготовления коклюшечного кружева появилась в Европе предположительно в середине XVI в., именно к этому периоду относятся многочисленные изображения кружевных изделий на портретах. С развитием и совершенствованием техники плетения в Европе стали производить разнообразное по назначению и художественному облику кружево, известное по местам создания: брюссельское, малин, валансьен.

Во второй половине XVI в. золотое и серебряное кружево стали ввозить в Россию, а в начале XVII в. изготавливать в Москве в Мастерской палате для нужд царского двора.

Нет точных данных, когда возник кружевной промысел во Мценске, но по свидетельству российского экономиста Александра Степановича Тарачкова (1819—1870), мценские кружевницы уже в начале 18 века плели кружева «…из тончайших нитей белых и золотых, но узоры их, разумеется, отличались особыми фигурами, свойственными старинным временам».

Известно также о кружевной мануфактуре мценской помещицы Протасовой. Можно предположить, что производство принадлежало Александре Максимовне Протасовой урождённой Лугининой (1773-1829) и располагалось в одном из её имений недалеко от Спасского-Лутовинова. Ее отец и дед были крупными Тульскими купцами и владельцами металлургических заводов. Графиня А.С. Протасова приходилась родной сестрой ее мужу, Александру Степановичу и вполне могла снабжать мануфактуру заказами для царедворцев.

На протасовской мануфактуре изготавливали изделия на французский манер (малин и валансьен). Кроме того, продолжали плести кружева местные мещанки и крестьянки (из государственных).

После смерти Протасовой А.М. мануфактура перестала существовать, но обученные искусству кружевоплетения мастерицы продолжали работать, и к середине XIX в. город Мценск стал крупнейшим центром по производству кружева в России, где можно было заказать в работу кружевные изделия практически любого вида.

Русский экономист, историк и публицист Александр Каземирович Корсак в 1861 году пишет: «Известны у нас вологодские, балахнинские, мценские кружева; в некоторых подмосковных деревнях и др. местах их также работают».

Исследователи и знатоки кустарных промыслов в конце XIX в. отмечали, что мценское кружево было необычайно тонким, ажурным, оно отличалось использованием архаичных узоров. Мценские плетеи продолжали изготавливать мерное кружево с численным плетением используя излюбленные мотивы, такие как «замки и раки», «паучок раскинул лапки» и др. Золотосеребряное кружево кроме Мценска в это время практически нигде уже не выплетали. На рубеже XIX и XX вв. во Мценске появляются общераспространенные клюни, гипюры и другие модные типы кружева.

Кружевоплетению обучали девочек и мальчиков с детства. Сохранился сколок мерного кружева, состоящего из простых элементов – фестонов, пучка-паучка и решётки в полный заплёт. Это кружево называли «первоучение». Коклюшки делали из клёна, звон коклюшек не позволял кружевнице заснуть за работой. Валики (кувтыри, барабаны) набивали ржаной соломой.

Важный этап в развитии мценского кружевного промысла – создание княгиней Тенишевой Анной Дмитриевной в 1899 г. школы кружевниц и мануфактуры. Это улучшило качество кружевных изделий и упорядочило сбыт. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году мценское кружево было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома.

Местные мастерицы плели и сцепное и многопарное кружево – изготавливали штучные изделия (воротники, шали, и др.), прошвы, края. Для работы использовали льняные, хлопчатобумажные и шёлковые нитки.

Отличительной особенностью мценского многопарного кружева является активное использование геометрических мотивов «барабанчики», «кружки-денежки» и разреженных фоновых решёток. Любимыми сюжетами были: павы по сторонам цветка, двуглавый орел между кустами с изогнутыми ветками.

Мценская школа кружевниц существовала до революции. В 30 -е годы XX в.  была организована артель имени Клары Цеткин, но она работала не долго. Весь архив (образцы кружева, сколки…) перевезли в г. Елец. В годы Великой Отечественной войны эти материалы были утрачены.

В 1992 году под руководством народного мастера России по кружевоплетению Нины Гавриловны Савенковой во Мценске был создан Музей кружева, и вновь начала работу школа кружевниц. Сейчас она существует как отделение Мценской детской художественной школы, где обучают детей по дополнительной предпрофессиональной программе «Декоративно-прикладное творчество».

Педагоги школы кружевниц народные мастера России по кружевоплетению Архипова Ольга Львовна и Шалыгина Анна Алексеевна проводят большую исследовательскую работу. Собирают чудом сохранившиеся образцы старинного кружева, сколки, любую информацию о промысле и людях с ним связанных, создают реплики раритетов из музейных и частных коллекций, описывают выявленные оригинальные технические приёмы.

Кружево, плетёное на коклюшках можно разделить на три большие группы: численное, многопарное и сцепное.

Численное кружево самое простое, оно выплетается без использования технического рисунка несколькими парами коклюшек. Булавки вкалываются только по краям для натяжения изделия и формирования ровных кромок. Фон и узор выплетаются одновременно

Многопарное кружево самое сложное в изготовлении. В работе бывают задействованы в среднем 30 (до восьмисот) пар коклюшек. Многопарное кружево плетётся в соответствии со сколком. Работа ведётся от кромки к кромке; одновременно выполняются фон и фигуры узора.

Сцепное кружево выплетается также по сколку, но коклюшек нужно меньше, чем в многопарном. Основой узоров сцепной техники служит непрерывная плетеная полоска, свободные изгибы которой образуют рисунок. Эти изгибы соединяются между собой и фоном особым приемом, называемым сцеп. Он выполняется с помощью тамбурного крючка.

Основных элементов плетения четыре: плетешок, полотнянка, сетка и насновка. Существуют дополнительные элементы плетения: отвивная петелька, скань, закидка.

Для того, чтобы изготовить мерное многопарное мценское коклюшечное кружево нужны следующие инструменты и материалы:

барабан (валик, подушка, куфтырь), подставка (козлы) под барабан с подстилкой, коклюшки, булавки-гвоздики, крючки, ножницы, салфетка (кусочек ткани), выдерга, бумага в клеточку, бумага пергаментная, тонкий картон, карандаш, линейка, перо, тушь, нитки, образец кружева или фотография, или рисунок.

Коклюшка – тонкая деревянная палочка с круглой или куполообразной головкой и тонкой шейкой на одном конце. На шейку наматывается рабочая нить. Выбор коклюшек зависит от размера предполагаемого изделия и толщины ниток. Чем меньше изделие и тоньше нитки, тем более изящные коклюшки можно использовать. Коклюшки делают из тонких ровных веток (кленовые коклюшки самые звонкие), сразу вырезают шейку и головку и варят несколько часов в воде с добавлением соли и зверобоя. Кора с веточек сходит сама, древесина приобретает золотистый оттенок.

Барабан представляет из себя мешочек из плотной ткани, туго набитый опилками или сеном. Барабан имеет форму цилиндра. Его размер зависит от размера выплетаемого кружева. На барабан надевают чехол из светлой ткани.

Работа начинается с создания сколка – технического рисунка. Сначала его отрисовывают карандашом от руки, затем создаётся окончательный вариант сколка с использованием пера и туши. Если изготавливается сколок мерного кружева, то используется линейка. Длина сколка мерного кружева может соответствовать длине окружности барабана.

Все кружево выплетается парами коклюшек. Одна пара – это две коклюшки, соединённые непрерывной нитью. Поэтому сначала нитки наматываются на одну коклюшку, затем с неё половина ниток перематывается на вторую.

На полоску плотной бумаги или тонкий картон кладут готовый сколок и всё это крепится булавками к барабану. Сверху сколок накрывается полупрозрачной пергаментной бумагой. Затем при помощи булавок навешиваются пары коклюшек.

Мерное многопарное кружево выплетается по диагоналям. Пары коклюшек делятся на две группы. Незадействованные в работе коклюшки накрывают салфеткой. Кружевница создает изделие в соответствии со сколком, используя поочерёдно то одну, то другую группу коклюшек.

Каждый элемент узора, места пересечения нитей фона крепятся к барабану булавками. Вокруг булавок заплетаются кромки.

Если нитка во время работы обрывается, то её связывают ткацким узлом. Нитки становятся более прочными при увеличении влажности воздуха

Изготовив небольшой фрагмент кружева (1/6 часть окружности барабана) выдергой выдёргивают булавки, кружево сворачивают рулончиком и накрывают салфеткой. Затем барабан поворачивают (от себя) и продолжают работу. Готовое кружево снимают с барабана, изготавливают так называемую «зашивку» и обрезают концы ниток.

Предметы, связанные с объектом

Барабан (подушка, валик, кувтырь), подставка под барабан (козлы) с подстилкой, коклюшки, вязальные крючки, булавки, ножницы, выдерга, нитки (пряжа).

Техники/Технологии, связанные с объектом

Технология изготовления барабана, коклюшек, булавок, вязальных крючков.

Технологии производства пряжи (ниток), шёлковых, льняных.

Способы и формы передачи традиции

Технология изготовления мценского коклюшечного кружева исторически передавалась в процессе обучения от учителя к ученице.

Справочная информация

История выявления и фиксации (история, экспедиции и т.д.)

Исследованием мценского кружевного промысла во второй половине XIX в. занималась Давыдова С.А. В 1886 г. её исследования были опубликованы: Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Казанской и Вологодской.

Ф-Э экспедиции Борисовой И.И., старшего научного сотрудника БУК ОО «Орловский музей изобразительных искусств», конец XX в

Источники информации:

архивы:

— библиография:

  1. Давыдова С.А. Очерки кружевной промышленности в России. – В кн.: Кустарная промышленность в России. Женские промыслы. СПб, 1913
  2. Борисова И.И. Народное искусств Орловского края конца XIX — начала XX веков. – Орёл: Издатель Александр Воробьёв, 2011 – 128 с.
  3. Ефимова Л.В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. – М., 1972
  4. Коломиец А.И. Елецкое кружево. М., 1962
  5. Кораблева А.А., Плющева А.Я. Кружево в современном костюме.

Альбом. М., 1967

  1. Курс женских рукоделий. – М., 1962
  2. Лукашева Р.А. Русское кружево. – М., 1998
  3. Работнова И.П. Русское кружево. М., 1970
  4. Работнова И.П. Русское народное кружево. М. 1956
  5. Твердова-Савицкая З.М. Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда. М., 1916
  6. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. – Л., 1983
  7. Цветное коклюшечное кружево. М., 1991
  8. Шенер Ф. Кружево. Технология ручного и машинного изготовления. – М., 1990
  9. Эрихсон Н.Я. Учебная коллекция по плетению кружев. 1913
  10. Белозерова И.Е., Блинова Л.И. Русское кружево: Школа плетения на коклюшках. – М., 2005
  11. Исакова К.В. Плетение кружев. М., 1959
  12. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений. Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В.А. Бородулина. -М., 1962
  13. Приходько Е.Н., Юрьева Н.Н. Плетение кружев на коклюшках. – Калининград, 1998
  14. Урываева И.А. Кружевоплетение на коклюшках. – М., 2001

— иные

Современное состояние объекта

В настоящее время педагоги мценской школы кружевниц МБУ ДО «Мценская детская художественная школа» обучают технологии плетения коклюшечного кружева. Программа рассчитана на 6 лет обучения. С 1992 г. искусству кружевоплетения обучились более 200 девочек. Мценские кружевницы ежегодно участвуют в международных, всероссийских, межрегиональных и областных выставках, конкурсах, фестивалях. В Орловской области восьми мастерам кружевоплетения присвоена квалификация «народный мастер России»: Масловой Татьяне Александровне, Савенковой Нине Гавриловне, Архиповой Ольге Львовне, Шалыгиной Анне Алексеевне, Левандовской Нелли Васильевне, Ильиной Наталье Борисовне, Семёновой Марии Алексеевне, Сошневой Любови Николаевне. Двое из них живут во Мценске.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры.

Учреждения культуры Орловской области организуют мастер-классы и мастер-шоу по плетению мценского коклюшечного кружева в рамках проведения выставок, конкурсов, фестивалей народных ремёсел.

Технология изготовления мценского коклюшечного кружева воспроизводится на занятиях во мценской школе кружевниц МБУДО «Мценская детская художественная школа», в МБУДО «Орловская детская школа изобразительных искусств и ремесел».

Образцы мценского кружева находятся в фондах МБУ «Мценский городской краеведческий музей им. Г.Ф. Соловьёва», БУКОО «Орловский краеведческий музей» и др.

 Автор/Составитель: Черногорова Валентина Николаевна.

Дата публикации: 8 августа 2022 г.

Дата обновления: 12 октября 2022 г.

Сведения, сопровождающие аудио-, видео- и фотоматериалы:

аудио и видео материалы

ВИДЕО

Часть 1. Инструменты, приспособления, материалы.

Часть 2 Инструменты, приспособления, материалы, подготовка коклюшек к работе.

Часть 3. Изготовление сколка.

Часть 4. Изготовление сколка.

Часть 5. Крепление сколка к барабану, навешивание пар коклюшек, начало плетения образца.

Часть 6. Плетение элемента орнамента «кружок-денежка», обводка белью.

Часть 7. Плетение элемента орнамента «лодочка по речке плывёт».

Часть 8. Обводка белью, плетение второго элемента орнамента «кружок-денежка.

Часть 9. Плетение второго элемента орнамента «кружок-денежка. Плетение фоновой решётки.

Часть 10. Плетение разреженной фоновой решётки, обводка белью.

Часть 11. Плетение тюлевой фоновой решётки.

Часть 12. Плетение фрагмента кружева «первоучение».

Часть 13. Плетение фрагмента кружева «первоучение».

Информанты:

  1. Филимонов Андрей Владимирович историк краевед исследователь мценского кружевного промысла, родился (1972) и живёт в городе Мценске.
  2. Архипова Ольга Львовна, родилась (1969) и живёт в городе Мценске, народный мастер России, преподаватель МБУ ДО «Мценская детская художественная школа».
  3. Шалыгина Анна Алексеевна, родилась (1960) и живёт в городе Мценске, народный мастер России, преподаватель МБУ ДО «Мценская детская художественная школа».
  4. Перекатова Марина Владимировна, родилась (1980) и живёт в городе Мценске, научный сотрудник МБУ «Мценский городской краеведческий музей им. Г.Ф. Соловьёва».

ФОТОГРАФИИ

Авторы фотографий, видео, место и время фиксации:

Костомаров И.Н., Кошкин А.А., Черногорова В.Н., Архипова О.Л.

Место фиксации: Орловская область, город Мценск. Школа кружевниц, МБУ ДО «Мценская детская художественная школа». МБУ «Мценский городской краеведческий музей им. Г.Ф. Соловьёва»

Дата фиксации: 20-21 июля 2022 г.

Место хранения материалов:

БУК ОО “Орловский областной центр народного творчества”.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.