III. Традиционная пасхальная игра жителей деревни Липовец Ливенского района Орловской области.

Наименование объекта нематериального этнокультурного достояния Орловской области.

Традиционная пасхальная игра жителей деревни Липовец Ливенского района Орловской области.

Номер реестровой записи объекта

3

Дата присвоения номера реестровой записи объекта

2025.01.31

Вид объекта.

Традиции, выраженные в обрядах, празднествах, обычаях, игрищах и других формах народной культуры

Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Орловской области.

Русские

Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Орловской области.

Язык русский, южнорусский диалект

Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Орловской области.

Православие

Наименование места (мест) бытования объекта.

Орловская губерния, город Ливны, Ливенский уезд, Успенская волость.

Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.

Деревня ЛИповец, село Успенское Ливенского района, город Ливны.

Муниципальное образование (муниципальные образования) Орловской области, являющееся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.

Козьминское сельское поселение, Галическое сельское поселение.

Географические координаты места (мест) бытования объекта.

Деревня Липовец 52°26’29”с. ш. 37°41’43”в. д.

Село Успенское 52°24’00”с. ш. 37°43’06”в. д.

Город Ливны 52°25’31”с. ш. 37°36’29”в. д.

Краткое описание объекта.

В Липовце сохранилась традиция народной пасхальной соревновательной игры. Участники катают крашеные яйца в специальном углублении в земле – катке (в кругу). До 60-х годов XX века в игре участвовали только мужчины, позднее стали играть дети и подростки.

Перед началом игры на кон, в круг, закатывали яйца – по два от каждого участника. Во время игры участники по очереди пускали по лотку (деревянной дощечке) яйцо в круг. Если яйцо, скатившись в центр катка, не встретило препятствий, то оставалось на кону, и ход переходил к другому игроку. Если же оно выбивало яйца в кругу, то игрок забирал своё и выбитые яйца, и продолжал играть.

Подробное описание объекта.

Казённая деревня Липовец (Липовка, Покровская, Покровское, Покровка тож) при ручье Липовце с населением 1242 человека впервые упоминается в документах 1853 года. Селились в ней выходцы из Заливенской казачьей слободы, потомки прихожан Покровской церкви. Её запечатали (закрыли) ещё в 1777 году и рядом построили новую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с пределом во имя Покрова Пресвятой Богородицы, объединив два прихода.

В середине XX века население Липовца составляло около 1500 человек. После Великой Отечественной войны люди в деревне жили скудно. Хлеб, каша, картошка, квашеная капуста и солёные огурцы были повседневной пищей крестьян. Коровы были не в каждом дворе, поэтому молоко давали в основном детям. Для них даже во время Великого поста варили кашку с добавлением молока. На Страстной неделе только старики держали строгий пост, ели постную пищу, не включали радио, так как считали греховными всякие увеселения.

На Чистый четверг в Липовце все вставали очень рано, чтобы успеть до восхода солнца зарезать курицу, (с середины 60-х – поросёнка) и искупаться. Мокрое тело не вытирали. Обливая после купания детей прохладной водичкой, приговаривали: «С гуся – вода, с (имя) – худоба!»

Нутряное сало поросёнка, зарезанного в Чистый четверг, считалось целебным. Несолёное сало несли к бабушке (знахарке), чтобы она нашептала, затем его помещали в холщовый мешочек и хранили в чулане. Этим средством лечили ожоги, порезы, нарывы, трещины на губах и коже.

В пятницу красили яйца – томили их в печке в чугунке с луковой шелухой, натирали лапшу. Вечером ставили тесто для пышек и паски (кулича).

Утром в субботу готовили праздничную трапезу: делали квас из ржаной муки, варили холодец, куриную лапшу, пекли пышки и паску. Сдобное тесто перекладывали в специальную кастрюлю. Когда оно поднималось, паску украшали крестами из жгутиков теста, в центр «сажали» махорчик (розочку из теста), посыпали пшеном, сверху мазали яйцом, взбитым с сахаром.

В этот день взрослые ходили в церковь в Заливенскую слободу святить паски, яйца, сало или творог. Некоторые оставались на всенощную.

Накануне Светлого Христого Воскресенья, как правило, не ужинали, а утром, помолившись, разговлялись. Освященное яйцо и небольшой кусочек паски делили на всех членов семьи. Каждому также доставались ломтик сала или ложечка творога. Два яйца и немного паски клали на божницу. Потом начиналась праздничная трапеза. Часть паски и яйцо откладывали до Красной Горки.

В середине дня все наряжались и выходили на улицу – молодые мужчины в свежих рубахах, высоких начищенных сапогах гармошкой, женщины в крепдешиновых платьях (если Пасха поздняя) и красивых ярких платках, женщины старшего возраста надевали новые фартуки. Гармонисты собирали вокруг себя любителей петь и плясать. Пели старинные песни, частушки, страдания, плясали барыню, матаню, цыганочку. Пасху праздновали 3 дня

В Липовце до сих пор сохранились традиции народной пасхальной соревновательной игры. До 60-х годов XX века в игре участвовали только мужчины, позднее стали играть дети и подростки. Участники катали крашеные яйца в специальном углублении в земле – катке (в кругу).

Двое или трое мужчин заранее готовили каток, чаще всего на гумне или у кого-либо во дворе под навесом, чтобы дожди не размыли землю. Такой каток могли использовать для игры 2–3 года. Если каток делали на улице перед домом, то он использовался только неделю от Пасхи до Красной горки. В деревне Липовец к празднику делали или обновляли 3–4 катка. Старожилы помнят Изютов каток, Москалёв каток и Кутулин каток, названные по прозвищу дворов. В деревне было 5 фамилий, поэтому каждому двору придумали ещё и своё прозвище.

В воскресенье в середине дня начинали катать яйца мальчишки, к вечеру у катков собирались взрослые мужчины. Крашеные яйца игроки приносили в решете, переложив их тканью, чтобы не разбились. В центр катка, на кон, закатывали равное количество яиц (по одному или по два) от каждого игрока.

И начиналась игра – каждый участник по очереди пускал по лотку яйцо. Сначала его укладывал на середину лотка и катил рукой вверх к краю, затем убирал руку. Если яйцо, скатившись в центр катка, не встретило препятствий, то оставалось на кону, и ход переходил к другому игроку. Если же оно выбивало яйца в кругу, то игрок забирал своё и выбитые яйца, и продолжал играть.

Опоздавшие к началу игры просили разрешения присоединиться. Если все игроки были согласны, то прибывшие закатывали на кон принесённые яйца.

Самое быстрое и крепкое яйцо называли гонОк. Он, как правило, был небольшого размера и имел почти круглую форму. Опытные игроки знали, что гонком лучше выбивать яйца, расположенные далеко от лотка. Если на кону было много яиц и они располагались рядом с краем лотка, то для хода использовали более вытянутое яйцо. Каток периодически подметали, так как земля, осыпающаяся со стенок, мешала игре.

Взрослых игроков всегда окружали ребятишки, которые следили за игрой и болели за отцов и старших братьев. Болельщикам доставались яйца с повреждённой скорлупой, выбитые с кона.

Иногда игроки пытались жульничать, приносили утиные яйца или деревянные. Из игры таких хитрецов быстро выгоняли. Если кто-либо проиграл все принесённые яйца, то он мог положить в центр катка денежную купюру, придавив её яйцом, забрать два яйца с кона (выкупить), и продолжить игру. После этого она приобретала новые краски. Всем хотелось выбить яйцо с купюрой.

Азарт был так велик, что игра могла продолжаться всю ночь. Иногда играли несколько дней подряд. Когда принимали решение закончить игру, то оставшиеся на кону яйца делили поровну. Удачливые игроки возвращались домой с целым решетом яиц.

Мужчины в Липовце играли 2–3 дня на Пасху и 1 день на Красную Горку.

В Ливнах в 60–70-е годы катали яйца целую неделю. Есть сведения о катках на улицах Советской и Максима Горького рядом со старым дубом, а также на окраинах города – Пушкарке, Черкасской, Георгиевской (бывшие слободы), в Заливенском микрорайоне и под Козьей горкой.

Для изготовления катка используются простые инструменты и приспособления: лопаты штыковую и совковую, мастерок, колышки, верёвку, уровень (бутылку с водой), правИло (ровную доску). Сначала при помощи двух колышков и верёвки на земле размечается круг диаметром 150–200 см, затем снимается дёрн и удаляется грунт, чтобы получилось углубление 20–30 см. Стенки и дно катка очищаются от камней и корней растений, выравниваются и утрамбовываются при помощи мастерка. Площадка в центре круга должна получиться идеально ровной, для этого её поливают водой и заглаживают. В г. Ливны дно катка выравнивают с помощью жидкой глины или ила. Если Пасха ранняя и земля ещё не оттаяла, то в кругу разводят костёр.

Вдоль стенки катка устанавливают деревянный лоток (жёлоб или дощечку длинной 50–60 см), рабочую поверхность которого полируют, один конец заостряют, чтобы его легко можно было воткнуть в землю. Весь каток присыпают пеплом, который впитывает лишнюю влагу из земли и обеспечивает лучшее скольжение.

До 80-х годов XX века игра была очень популярна. В настоящее время в Липовце к Пасхе делают один или два катка во дворах. Катают яйца дети и подростки. Известны случаи организации игры в селе Успенском и городе Ливны.

Предметы, связанные с объектом (при наличии).

Куриные яйца, крашеные луковой шелухой, каток

Техники и технологии, связанные с объектом (при наличии).

Технология устройства катка, технология крашения яиц

Способы и формы передачи объекта.

Дети и подростки наблюдали за игрой мужчин, и перенимали навык.

Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Орловской области.

Жители города Ливны и Ливенского уезда Орловской губернии

Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Орловская область.

Жители г. Ливен и Ливенского района: Кузьмин Сергей Михайлович (р. 1962), Войнов Александр Иванович (р. 1952), Агаркова Клавдия Михайловна (р.1958), Канарская Нина Алексеевна (р.1955), Красова Людмила Валерьевна (р.1974), Дмитриева Олеся Аркадьевна (р.1979), Дмитриев Дмитрий Александрович (р. 1956), Кузьмина Валентина Андреевна, (р. 1941), Кузьмина Любовь Нафанаиловна, Масалова Прасковья Павловна (1936 г.р.)

История выявления и фиксации объекта.

Впервые пасхальная игра была зафиксирована в 2018 г. в ходе фольклорно-этнографической экспедиции в деревню Липовец Ливенского района Орловской области, организованной БУКОО «Орловский областной цент народного творчества», руководитель – Паненкова Л.И. В 2021 году «Орловский областной центр народного творчества» организовал реконструкцию пасхальной игры.

Источники информации об объекте.

1.  Белозёрова В.В. Традиционная культура Орловского края. – Орёл, 2005.

2. Жучкова М.А.  Обычай «катания яиц» на Пасху в селах Липецкой области. [Электронный ресурс] URL: https://onkn48.ru/records/prazdnichnye-obryady/1-obychay-kataniya-yaits-na-paskhu-v-selakh-lipetskoy-oblasti/ (дата обращения: 17-12-24).

3. Пасхальные традиции на Руси. [Электронный ресурс] // Муниципальное бюджетное учреждение культуры Новочеркасская централизованная библиотечная система. URL: https://cbs-novoch.ru/list_item/den-v-istorii/paskhalnye-traditsii-na-rusi (дата обращения: 13-02-2025).

4. Святая неделя : С 6-ю светописными раскрашенными оригинальными картинками Шерера и Энглера в Дрездене. – Санкт-Петербург ; Москва : М.О. Вольф, ценз. 1882 (Санкт-Петербург). – 14 с. : ил.; 25.

5. Архив экспедиционных материалов БУКОО «Орловский областной центр народного творчества».

Современное состояние объекта.

До 80-х годов XX века игра была очень популярна. В настоящее время в Липовце к Пасхе делают один или два катка во дворах. Катают яйца дети и подростки. Известны случаи организации игры в селе Успенском и городе Ливны в районах с одноэтажной застройкой.

Авторы (составители) материалов об объекте.

Черногорова Валентина Николаевна, ведущий методист по этнокультурному достоянию БКУОО «Орловский областной центр народного творчества»

Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.

Описание изображений к ОНЭД «Традиционная пасхальная игра жителей деревни Липовец Ливенского района Орловской области»

  1. Обложка ОНЭД «Традиционная пасхальная игра жителей деревни Липовец Ливенского района Орловской области»
  2. Сотрудники БУКОО «Орловский областной центр народного творчества» Харламов Роман Викторович, Тимонин Сергей Петрович делают каток.
  3. Житель деревни Липовец, носитель традиции Кузьмин Сергей Михайлович изготавливает лоток.
  4. Носитель традиции житель деревни Липовец Кузьмин Сергей Михайлович устанавливает лоток.
  5. Улица на Пасху в деревне Липовец. Пляшут жители деревни Липовец и гости из других муниципальных образований Ливенского района и участники фольклорного ансамбля «Разноцветье» БУКОО «Орловский областной центр народного творчества», руководитель Беляева Марина Николаевна.
  6. Кузьмина Любовь Нафанаиловна, житель деревни Липовец, носитель традиции.
  7. Каток. Крашеные яйца закатили на кон.
  8. Кузьмин Сергей Михайлович рассказывает о правилах пасхальной игры. Его слушают жители деревни Липовец и гости из других муниципальных образований Ливенского района.
  9. Юные участники пасхальной игры. Мальчик забирает с кона выбитые яйца.
  10. Взрослые участники пасхальной игры. В игре участвуют жители деревни Липовец.
  11. Иллюстрация из детской книжки.

Святая неделя : С 6-ю светописными раскрашенными оригинальными картинками Шерера и Энглера в Дрездене. – Санкт-Петербург ; Москва : М.О. Вольф, ценз. 1882 (Санкт-Петербург). – 14 с. : ил.; 25.

Фотографии сделаны в мае 2021 года, авторы – Костомаров Игорь Николаевич, Кошкин Андрей Анатольевич, Черина Марина Ивановна.

Фотографии находятся в архиве бюджетного учреждения культуры Орловской области «Орловский областной центр народного творчества»

10 фотографий – https://vk.com/album-154273034_289528600

Описание видео к ОНЭД «Традиционная пасхальная игра жителей деревни Липовец Ливенского района Орловской области».

Содержание:

Жители деревни Липовец Агаркова Клавдия Михайловна и Кузьмин Сергей Михайлович, Кузьмина Любовь Нафанаиловна, Масалова Прасковья Павловна рассказывают о традициях празднования Пасхи в середине XX века.

Кузьмина Любовь Нафанаиловна поет частушки.

Сотрудники Орловского областного центра народного творчества Харламов Роман Викторович и Тимонин Сергей Петрович под руководством Кузьмина Сергея Михайловича делают каток.

Пасхальные гуляния в деревне Липовец. Играет инструментальный ансамбль «Ливенские гармошки», руководитель Демидов Виталий Михайлович.

Жители деревни Липовец и гости праздника катают пасхальные яйца в кругу.

Видеоматериалы отсняты в мае 2021 года в ходе реконструкции пасхальной игры, организованной сотрудниками БУКОО ООЦНТ.

Видео – Костомаров Игорь Николаевич, Кошкин Андрей Анатольевич, Черногорова Валентина Николаевна.

Монтаж – Черногорова Валентина Николаевна.

Видео находится в архиве бюджетного учреждения культуры Орловской области «Орловский областной центр народного творчества».

1 видеоролик. – https://vkvideo.ru/video-154273034_456239185

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.